Посчитали на “орехи” - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+19 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Посчитали на “орехи”

Посчитали на “орехи”

Счетный комитет РК засомневался в способности правительства управлять страной. Такой вывод можно сделать после доклада председателя этого комитета Омирхана ОКСИКБАЕВА по анализу отчета по исполнению бюджета за 2011 год.

  • 25 Мая 2012
  • 2060
Фото - Caravan.kz

Сколько зарабатываем? Как тратим?

На орехи от Счетного комитета – главного аудитора страны – досталось практически всем министерствам и акиматам. Была приведена и статистика, сколько правительство тратит денег, как их зарабатывает и умеет ли контролировать вложенные средства.

По мнению Омирхана Оксикбаева, в целом “правительством исполнены ключевые параметры поступления республиканского бюджета за 2011 год”, но в его прогнозировании использовались заниженные макроэкономические показатели. Это было видно по тому, как бюджет постоянно уточнялся – в феврале и сентябре. Разумеется, в сторону увеличения. Министерство экономики и бюджетного планирования объясняло это зависимостью от цен на сырье – нефти и металлов – основных наших экспортных товаров. Но цены на сырье министерство заложило максимально приближенными к реальности. Даже в бюджете России цены на нефть на 15–18 процентов ниже, чем у нас. В результате доход по факту сложился на 511,7 миллиарда тенге выше первоначально бюджета. Или на 12 процентов, если верить данным Министерства финансов. А траты увеличились на 282,4 миллиарда тенге. Или на 6 процентов. Частная компания при таких ошибках вполне может вылететь в трубу. Но благодаря продаже сырья были закрыты все промахи правительства.

“…Доля нефтегазового сектора в ВВП увеличилась с 22,6 процента до 24,6 процента в 2011 году. Выросла доля доходов, поступающих от сырьевого сектора, с 56,7 процента в 2010 году до 60,1 процента – в 2011-м. Несмотря на то что правительство проводит политику по увеличению несырьевого экспорта, предусмотренной программой по Форсированному индустриальному инновационному развитию (ФИИР), его доля снизилась на 3,1 процента и составила 24,5 процента”, – сказал глава Счетного комитета.

Налоговая история

Легкие деньги расслабляют госорганы. Например, в вопросе пополнения бюджета за счет налогов. 74 процента юридических лиц не платили корпоративный подоходный налог, заявив об отсутствии хозяйственно-финансовой деятельности, о наличии убытков, нулевых налогооблагаемых доходах. В итоге уже три года корпоративный подоходный налог платит лишь четверть всех предприятий. Недоимка по налогам по сравнению с 2010 годом выросла на 25 миллиардов тенге и сложилась в размере 224 миллиарда тенге.

Одновременно увеличиваются расходы республиканского бюджета на приобретение финансовых активов. После двух уточнений они увеличены в 1,7 раза и составили 338,3 млрд. тенге. Или 8 процентов от бюджета страны. Финансовые активы – это предприятия, в которых участвует государство. Здесь Счетный комитет нашел, что их работа не анализируется, риски не оцениваются, и как итог – работа в убыток.

Нарушений – на миллиарды

Бюджетные кредиты – на увеличение конкурентоспособности, устойчивость экономики, развитие ЖКХ, поддержку АПК – тоже используются не всегда рачительно. Вместо реальной поддержки села АО “Аграрная кредитная корпорация” и “Продкорпорация” кредитовали крестьян по повышенной ставке и смогли получить незапланированные доходы на 2 миллиарда тенге.

Общие нарушения по программе “Питьевая вода” составили более 5 миллиардов тенге. При этом улучшение произошло только в половине сел из 7 тысяч населенных пунктов, где действовала программа. Из-за слабой проработки программы “Нурлы Кош” незаселенными остались 622 квартиры стоимостью 2,6 миллиарда тенге. Многие оралманы до сих пор не имеют работы, поэтому механизм выкупа жилья через систему жилищных строительных сбережений оказался неэффективным: из 1760 заключенных договоров более полутора тысяч договоров остаются проблемными. Общая сумма задолженности – больше миллиарда тенге.

Кто кормит, а кто на шее сидит

Если говорить о регионах страны, то только три из 16 остаются донорами: Алматы, Атырауская и Мангистауская области. Остальные надеются на центр. “Тем самым… порождается иждивенческий характер местных исполнительных органов, не прилагаются усилия… по развитию отраслей, приносящих наибольший эффект региону”, – считает Омирхан Оксикбаев.

По сравнению с прошлым годом регионами не было освоено 38,7 миллиарда тенге, запланированных на развитие экономики и решение социальных вопросов. Счетный комитет уже рекомендовал и правительству, и Парламенту, как можно исправить ситуацию с использованием бюджетных денег. Рекомендации простые: контроль, экспертиза проектов, проверка использования, нормальное управление. Но подобные советы давались и по итогам проверок предыдущих лет. Услышаны они не были. Видимо, поэтому после доклада главы Счетного комитета мажилисмен Мухтар Тиникеев сказал, что после такой оценки “правительство Казахстана должно уйти в отставку, потому что это ужас”. Как тут не вспомнить известный анекдот: “уж лучше ужасный конец, чем ужас без конца”?!