Константин рассказал корреспонденту Caravan.kz, как устраивал похороны в Алматы в условиях пандемии.
Отец Константина умер 30 марта, и тут же появилась куча дел: съездить в больницу, морг, на кладбище и др.
— Это новый опыт для меня. Похороны выпали на начало карантина, когда уже нельзя было ездить по городу, но это не так строго контролировали. Существовало ограничение в передвижении, но я тогда не понял, что это блокпосты. В первый день меня ошарашили новостью, я сразу поехал и постоянно думал: «Да что это за пробки?» — и объезжал все, потому что мы спешили. Я знал про карантин, но не знал, что на дорогах проверяют, — рассказывает Константин.
Только через два дня он выяснил, что это были за пробки. Константину повезло: за все поездки у него не возникло проблем. В тот момент он не нашёл правил, как заниматься похоронами во время карантина. Константин высказывается по этому поводу:
— Позже я читал уточнения о том, какие разрешаются похоронные процессии, сколько машин. Но понятно, как проверяют, только если справка о смерти уже есть. А когда ездишь по делам похорон, но справку тебе ещё не выдали? Показывать нечего, нужно как-то убеждать, если задержат? Я не знаю, как следует поступать, если только едешь за ней.
В морге управляющий предложил услуги по захоронению, там же договорились о сроках, месте и атрибутах. Управляющий назвал сумму, осталось только договориться с кладбищем.
— Это был прикольный большой дядька, он все три дня там работал и ходил без маски. Я его спросил про это, а он мне ответил: «Не парься, фигня всё. Парень, ещё рано переживать». Когда родителям за шестьдесят пять, обычно появляются свои «семейные ритуальные услуги», к которым уже несколько раз обращались. Но у меня не было желания заморачиваться. Просто заплатил на месте, за всё в общем я отдал в районе 300 тысяч тенге, сумма неточная. Венки и всё остальное выбирала любовница отца, мне было без разницы. Если бы я один решал, то сделал бы всё по минимуму, я атеист. Будь у нас крематорий, я бы с удовольствием воспользовался его услугами, — делится Константин.
Сопровождение покойника на похоронах составили только сам Константин, соцпомощник, любовница отца и её соседка. Друзья умершего по возрасту попадали в группу риска, поэтому их решили не приглашать. Кто-то сначала настаивал, что хочет прийти, но утром того дня позвонил и сказал, что передумал. Работники кладбища, кстати, копали без масок.
Девять дней не отмечали, хотя друзья покойника настаивали. Константин объяснял, что это невозможно, потому что негде, а людям за шестьдесят вообще лучше из дома не выходить, чтобы похорон не стало больше.
Кроме того, из-за карантина Константин не сделал необходимые документы. У него есть справка о смерти, но нет свидетельства, и он не разобрался с имуществом.
— Я подал заявление на получение свидетельства, когда все полезли на egov, чтобы получить ЭЦП, и сайт лежал. Но мне повезло, свидетельство сделали, нужно было только забрать. ЦОН сначала работал, мне сказали прийти в понедельник, но в понедельник они закрылись, и я дозвонился до них только 11 мая. До этого они настолько не работали, что в приложении с картами пропал телефон организации, я их номер искал на сайте акимата. Так что вторая половина дел, которыми занимаются после смерти людей, мне ещё только предстоит, — поясняет Константин.