Воздушная тревога - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Воздушная тревога

Воздушная тревога

Военно-транспортный самолет С-295, у которого проблемы с невыходом передней стойки шасси начались сразу после взлета, экипаж майора Жениса ЗАЙНУЛДИНОВА все равно посадил на взлетную полосу. Мастерски посадил! С минимальными повреждениями, но с огромным риском для собственных жизней.

  • 7 Мая 2020
  • 632
Фото - Caravan.kz

Военных летчиков с первых дней в авиации учат быть хладнокровными в любых чрезвычайных ситуациях и никогда не терять головы. Думать мгновенно, рационально, правильно. В воздухе только командир может оценить обстановку и принять единственно правильное решение. Никто из начальства, особенно с земли, не может ему в этом помочь.

И даже если руководитель полетами прикажет экипажу катапультироваться, командир вправе самостоятельно (!) решать, покидать ему самолет или бороться за живучесть до последнего вздоха.

На борту С-295 не было пассажиров! Из надежного источника “КАРАВАНУ” достоверно известно, что он вылетел 4 мая сего года из столичного аэропорта в направлении Актобе порожняком. Личный состав и груз этот борт должен был забрать именно там. Но не судьба.

То взлет, то посадка

Сигнализация на табло сработала сразу после взлета. Мигающие лампочки буквально “кричали” о том, что какие-то проблемы начались с передней стойкой шасси. Но насколько они серьезные, экипаж знать, естественно, не мог. В то же время игнорировать предупреждение автоматики ни в коем случае нельзя. Тогда С-295 пошел на второй круг, совершая крутой вираж. Бывалые летчики говорят, что таким образом можно “встряхнуть” стойку шасси, и она должна “встать на положенное место сама под собственным весом”. Самолет снизился до минимальной высоты и снова пролетел над взлеткой… С земли командиру по радиостанции сообщили: “Основные шасси в норме, передняя стойка не вышла”.

Что делать? В баках горючки – под завязку. Чтобы при экстренной посадке и встрече с землей самолет не загорелся от мощного удара, необходимо основную часть топлива выработать. Куда лететь в таком случае? Или кружить несколько часов над столицей?!

Решение пришло сразу – конечно, надо двигаться на родную авиабазу, где, как говорится, и стены помогают. Туда, где наземные службы за время подлета к военному аэродрому успеют приготовить взлетную полосу, залить ее пожарной пеной (для смазки), если самолет все же придется экстренно сажать на брюхо. Примерно в 20 часов 40 минут борт стал заходить на глиссаду в районе поселка Жетыген (Алматинская область).

 

Все были готовы к самому худшему

Ночь. Огни. Тишина. Рядом со взлеткой – несколько карет скорой помощи, спасатели, расчеты пожарных команд. Офицеры управления, личный состав авиабазы, техники. Стоят и напряженно вглядываются в небо. Переживают. Уверен, что все, кто находился в то время там, были готовы к самому худшему развитию ситуации, но экипаж в составе командира С-295, летчика 1-го класса майора Зайнулдинова Жениса Бактияровича и членов экипажа: капитана Ибраева Абылая Алимовича, майора Пахирдинова Карима Пахирдиновича, прапорщика Карабец Игоря Ивановича, мастерски справился с главной задачей. Спас и себя, и дорогостоящий самолет! Его майор Зайнулдинов посадил на подготовленную полосу, как учили – четко, без замечаний.

И не на брюхо посадил, как ошибочно указывали в своих постах некоторые гражданские блогеры, а на основные стойки шасси.

На максимально низкой скорости после включения реверса самолет всего несколько метров прополз передней частью по бетонке, обильно политой пожарной пеной. Царапины на фюзеляже оказались нестрашными.

Через минуту после приземления главнокомандующий СВО Нурлан ОРМАНБЕТОВ сделал заявление для СМИ, что “благодаря профессионализму и мужеству пилотов самолет произвел посадку с минимальными повреждениями”. Это значит, что в скором времени он снова займет достойное место в боевом строю ВВС. По словам генерал-лейтенанта авиации Орманбетова, на авиабазе “имеются все условия для осуществления аварийной посадки воздушных судов и их последующего ремонта”. То есть специальные ремонтные бригады, в составе которых – профессиональные инженеры, специальные лаборатории и современные мастерские.

Всегда знал и чувствовал, что наши военные летчики – особенные люди. Рискованные и в высшей степени профессионально подготовленные. С праздником, защитники Отечества! Вы – лучшие!

Когда верстался номер, стало известно, что экипаж С-295 в составе командира корабля, летчика 1-го класса майора Зайнулдинова Ж. Б., помощника командира корабля капитана Ибраева А. А., старшего бортового инженера-инструктора майора Пахирдинова К. П. представлен к ордену “Айбын”.

Справка “КАРАВАНА”

CASA C-295 — легкий турбовинтовой транспортный самолет производства “Airbus Military”, разработан консорциумом “Airtech” во главе с испанской фирмой “CASA” и индонезийской фирмой “Industri Pesawat Terbang Nusantara”. Состоит на вооружении целого ряда стран, в том числе США, Франции, Испании… В Казахстане сейчас 8 бортов CASA C-295, закупленных по договору в течение последних 5 лет. Борт № 4, как удалось выяснить “КАРАВАНУ”, был произведен в 2014 году. То есть самолет еще не “старый” и тем более не “древний”, как поспешили сообщить на своих страницах в соцсетях некоторые блогеры.

АЛМАТЫ