Спрос на их товары и услуги вырос на десятки и более процентов! Такие рекорды ставили только производители боеприпасов во время Второй мировой войны. В общем, кому беда, а кому мать родна. “КАРАВАН” узнал, кто же эти счастливчики.
Когда минус становится плюсом
Статистическая компания Stackline, которая предоставляет данные о темпах роста брендовых компаний мира в области электронной коммерции, опубликовала сводку, как коронавирус повлиял на разные отрасли бизнеса. Так, больнее всего инфекция ударила по производителям чемоданов (–77%), купальников (–64%), женской одежды (–53%), обручальных колец (–34%), по фирмам по продаже фотоаппаратов (–64%).
В Казахстане чемоданов не делают, и ситуация выглядит так: учитывая, что в сфере торговли у нас занято более 16 процентов работоспособного населения (это 1,4 миллиона человек!), то самой пострадавшей можно назвать именно эту нишу.
Упало 66,8 процента розничной торговли непродовольственными товарами.
Но здесь выяснились и плюсы. Так, почти 80 процентов цехов, которые отшивали одежду, взялись за изготовление одноразовых костюмов для защиты от коронавируса. Что, по словам одного из хозяев такого цеха, позволило остаться им на плаву, и его сотрудники продолжают получать заработную плату.
– В основном наши мини-цеха расположены в районе Каскелена, почти все они взялись шить защитные костюмы. Это оказалось очень выгодно, ни одно изделие до этого не могло дать такую прибыль. Судите сами, раньше стоимость такого костюма на том же “Алиэкспресс” была около 500 тенге. Их было выгодно покупать в Китае, так как наша себестоимость была все-таки выше. Около 700 тенге.
Но началась эпидемия, Китаю потребовалось огромное количество защитной одежды, теперь цена такого костюма на тех же китайских торговых площадках около 5 000 тенге, мы же здесь продаем по 3 000. То есть брать у нас их местным выгоднее.
Есть, конечно, проблемы. Шить эти костюмы нужно из специального материала – мембраны. Раньше её закупали в России килограммами. Но доставка сейчас не ведется. Однако некоторые наши предприниматели все-таки успели завезти нужные объемы, и работа пока идет. Что будет дальше – не знаем. Нужно будет искать сырье.
Мода на домашнее
Бизнес-ниша по продаже техники тоже нашла неожиданный источник дохода. Для резко выросшего рынка дистанционной работы и обучения потребовалось большое количество компьютеров и планшетов. Только министерство образования и науки РК закупило около 80 тысяч единиц техники. Вот что нам рассказал владелец интернет-магазина техники Руслан Курбанов:
– Мы за две недели продали весь наш запас недорогих планшетов, их разбирали быстрее всего. Доставка сейчас затруднена, да и цены у производителей в том же Китае резко выросли. Почти на 30 процентов. Но люди все равно заказывают, ждут. Поэтому у нас работа идет. Также спросом пользуются смартфоны бюджетного класса.
Продавцы одежды, которые оказались не в лучших условиях из-за сниженного спроса, тоже сумели найти свой выход из ситуации. Хотя и шутили казахстанцы в социальных сетях: весной обновление гардероба не понадобилось, а летом мы не знаем, какой размер будем носить, они хоть и медленно, но поступательно находят своих интернет-продавцов. Вот что нам рассказала владелица одного из таких магазинов Айнур:
– Мы давно уже вели продажу через “Инстаграм”, поэтому закрытие точки в торговом центре нас не сильно испугало. Конечно же, люди не покупают сейчас, как раньше. Но появился спрос на модную домашнюю одежду, хорошо, что мы давно ею торгуем. Возникла мода на пижамы, которые стали носить даже на выход. Сейчас на них хороший спрос. Мы, кстати, сами уже их отшиваем, поэтому не зависим от Китая. Многие люди ведут трансляции через Интернет. И они наши постоянные клиенты. Звезды Голливуда, шоубиза сделали нам хорошую рекламу, танцуя в “Тиктоке” в пижамах. Так что мы работаем! Доставку делаем через водителей такси. Цена, конечно, вырастает, но клиенты понимают, что это не наша вина.
Счастливчики, ставшие миллионерами
А теперь поговорим о тех, чей бизнес нежданно-негаданно пошел в гору именно из-за коронавируса. Вы, наверное, не раз слышали эту фразу: “Кризис – это возможности”. Многие мировые бренды появились именно в такое время. Тот же “Адидас”, который начал работать после окончания Первой мировой войны, когда была востребована лишь самая удобная и недорогая обувь, подошву для кроссовок будущего мирового бренда стал делать из старых резиновых покрышек!
Что же происходит на мировых бизнес-площадках сегодня? Эффект бабочки: чем чреват коронавирус для экономики Казахстана
Среди самых быстрорастущих в кризис компаний оказались производители одноразовых перчаток (+670 процентов!).
Вот уж действительно никто не ожидал, что это станет самым ходовым товаром. На самом деле у этого производства есть свои нюансы. Почти все компании располагаются в Малайзии и Таиланде. Так как именно там произрастает каучуковое дерево, которое дает сырье для изготовления латекса. Ни в России, ни в Казахстане вы не встретите огромного количества производителей. Но!
9 лет назад, в порядке рискованной идеи, все-таки было запущено производство медицинских перчаток в Шымкенте. Выжило оно за счет госзаказа, который компания получила сразу на 10 лет. Оно и понятно, заниматься этим делом без гарантии государства было невозможно. Сегодня же это производство стало самой настоящей золотой жилой!
Та же история с медицинскими масками. В Казахстане 5 производителей, которые сегодня работают на пределе возможностей, а спрос всё равно превышает предложение. При этом цена одной единицы товара увеличилась многократно.
На второе место поднялись продукты и технические приспособления для домашней выпечки хлеба. Так, производители хлебопечек в мире получили рост спроса на 652 процента! Муки – 386 процентов. Смогут ли мучные бароны в Казахстане, которые долгие годы испытывали му́ки, погружаясь в долги, воспользоваться ситуацией, покажет время.
Бумага всё стерпит
На третьем месте по росту спроса оказалась туалетная бумага (+249 процентов), ее производители стали несказанно богатыми. Особенно в США, где “туалетная” паника достигла своего апофеоза и люди даже дрались в супермаркетах за пачку заветных бумажных рулонов. Почему именно туалетная бумага стала товаром номер один во время эпидемии? Причиной стала фейковая новость о закрытии крупнейшего производителя в Гонконге. Это реальный пример, как работает информационная утка в маркетинге. Но благодаря этому производители реализовали весь свой товар и увеличили производство.
В Казахстане, к слову, именно этот сектор развивался очень активно. Так, в прошлом году производство туалетной бумаги увеличилось на 37 процентов. Почти треть продукции производится в Алматы, четверть – в Алматинской области. Спрос рос даже без пандемии. Какова ситуация сейчас, статданных пока еще нет. Но динамика, с которой пустели полки в первые дни объявленного карантина, должна показать значительный плюс в этой нише.
Операция “Чистые руки”
Конечно же, увеличили свои прибыли и производители мыла и санитайзеров (+262 процента). В эту нишу подались все жаждущие заработать, даже некоторые российские звезды стали производить свои авторские антисептики и продавать их за баснословные деньги. А что? Смешал глицерин, спирт, добавил три слезинки поп-дивы – и вуаля!
В Казахстане же в этой нише творились просто чудеса.
С момента, как был объявлен режим ЧП, появилось около 100 новых наименований дезинфицирующих средств!
Правда, далеко не все из них оказались пригодны для применения.
До пандемии в стране было всего 5 производителей. Теперь же быстренько запустили в ход производство даже непрофильные предприятия, например, те, кто имел линейки для выпуска напитков, антифриза. Сколько заработали и продолжают это делать “короли санитайзеров”, остается коммерческой тайной.
Любой каприз за ваши деньги
На рынке услуг тоже произошли перестановки, самый бурный рост показали компании по доставке товаров. Когда эта тема только появилась на рынке, прогнозы, насколько такой бизнес приживется в Казахстане, были не слишком оптимистичными. Дело в том, что у нас люди с удовольствием сами ходили по магазинам, обедали в кафе. И тут пришел коронавирус. Впору подумать о мировом заговоре поставщиков товаров, не они ли придумали страшный вирус? Это, конечно, шутка. А вот прибыли, которые сейчас получают владельцы таких компаний, совсем не шуточные.
По данным одного из владельцев популярных ресторанов, за доставку еды на дом компании стали просить от 30 и выше процентов от стоимости блюда! Доходит и до 100.
И некоторые компании, которые предоставляли услуги такси, быстренько освоили новую нишу. Сегодня в Алматы разрешено движение 4 500 единицам такси, почти все они могут осуществлять доставку.
АЛМАТЫ