Дело – в контакте
Вальс на заре своего появления считался танцем непристойным, его даже запрещали в приличных домах Европы. Ведь партнерам приходилось стоять в неподобающем для морали того времени контакте друг с другом.
Что за контакт такой? Этот и другие вопросы, касающиеся основ вальса, мы задали нашему сегодняшнему учителю танцев – Камалю Бердиеву, руководителю алматинского танцевального клуба.
– В вальсе партнеры соприкасаются правыми сторонами корпуса от грудной клетки до бедра, – объясняет Камаль. – Такая близость необходима для успешного вращения. Ведь вальс считается самым быстрым танцем в европейской программе. Его темп – около 60 тактов в минуту. Головы партнера и партнерши всегда повернуты влево. Это тоже нужно, чтобы удерживать баланс в паре и вращаться. Сложность в том, что ты всегда двигаешься во вращении по линии танца, против часовой стрелки. Нельзя двигаться в обратную сторону. И партнер должен всегда видеть, куда он движется.
…В общем, что ни поза или движение, то сплошные законы физики. Но прежде чем вы начнете вращаться, нужно правильно встать. Кавалер кладет правую руку на лопатки даме. Та свою левую руку – поверх его руки и кистью упирается в треугольник трицепса. Правая рука партнерши и левая партнера соединяются так, чтобы кисти были немного выше плеча.
Ноги должны находиться в так называемой шестой позиции. То есть стопы стоят рядом параллельно друг другу, носки и пятки – вместе. Ответственность вести танец всегда лежит на партнере. Он указывает скорость, степень вращения и движения, то есть, как шутит Камаль, “количество пройденных километров за единицу времени”.
Три плюс три
Основная фигура вальса – правый поворот. Чтобы легко и непринужденно вальсировать на паркете, для начала ее будет достаточно.
– В правом повороте в общей сложности шесть шагов, – рассказывает Камаль и подчеркивает, – главное, надо понять, что шаг в танцах – это перенос веса тела. Самая распространенная ошибка, когда люди остаются в финальных позициях, оставляя вес на обеих ногах. И непонятно, с какой ноги шагать дальше. Мы всегда начинаем и заканчиваем танцевать в позиции, когда партнер стоит лицом диагонально в центр.
– То есть?
– Существует линия танца – это направление движения пары (условно говоря, вдоль стен, если это прямоугольное помещение. – Прим. авт.). Кавалер встает не прямо по этой линии, а развернувшись немного влево, на 45 градусов. Он делает первый шаг правой ногой по линии танца (вперед и чуть вправо). Продолжая вращаться, делает левой ногой второй шаг в сторону по линии танца. На третьем шаге собирает ноги вместе – то есть правую подставляет к левой и переносит вес на правую. Это первая половина правого поворота. За все три шага происходит поворот корпуса на 180 градусов. Соответственно девушка в этот момент делает шаг левой ногой спиной по линии танца. Потом шагает правой ногой в сторону. И затем собирает ноги вместе и переносит вес на левую ногу, заканчивая первую половину этого движения лицом диагонально в центр, то есть в положении, в котором в самом начале движения стоял партнер.
Совершая вторую половину правого поворота, дама и кавалер делают те же движения, что до этого делали их партнеры. То есть четвертый шаг дамы – это первый шаг партнера, и наоборот. Провернувшись оставшиеся 180 градусов, они приходят в исходное положение. Потом круг повторяется.
“Деревянность” – не приговор
Пока Камаль рассказывает, преподаватель и ученица его школы наглядно показывают все шаги. Чтобы фотограф успел заснять все, им приходится замирать в каждом движении, что очень непривычно и даже неудобно – хочется двигаться вперед и кружиться, кружиться… Ведь, когда люди танцуют, на каждый шаг приходится по одной трети секунды.
Объясняя нюансы положения тела и постановки ног, Камаль посвящает нас и в некоторые правила поведения на паркете. Существует негласный протокол, в котором считается дурным тоном пересекать путь другой паре. Ну и, конечно, сталкиваться.
– А что делать, если человек совсем “деревянный”?
– Танцы – это навыки. Кроме случаев, когда есть противопоказания по здоровью, убежден, любого человека можно научить танцевать!
– Действительно, наши бабушки, дедушки всегда танцевали вальс…
– Да, это умилительно. Конечно, они часто танцуют стилизованный вариант, двигаясь практически на месте. В Европе вальс учат танцевать с детства, и не только его – танго, ча-ча-ча. Умение танцевать наглядно показывает твое образование, культуру. В танце воспитываются навыки общения между двумя полами. Здесь все основано на том, что мужчина начинает, а женщина позволяет ему вести, позволяет ему быть мужчиной. Люди начали танцевать раньше, чем разговаривать. Это, пожалуй, первый способ общения между мужчиной и женщиной. И для меня он до сих пор самый главный.
Совет в тему
Танцевать всюду
Конечно, прошли те времена, когда танец был универсальным языком. Он помогал праздновать, выражать эмоции и даже демонстрировал статус. Сейчас мы почти перестали общаться в танце, но до сих пор это любимая форма досуга. О том, где лучше всего танцевать, рассказывает Роза СОЛДАТОВА, солистка группы Tequila:
– Для меня место вообще не имеет никакого значения. Я могу легко начать танцевать, если музыка мне нравится, хоть на концерте живой музыки, хоть на клубном танцполе под диджейские треки.
Роза считает, что танец заряжает позитивом:
– Это же еще и чудесная разминка, отличный вариант физической активности! Так что танцевать – это еще и полезно. Хотя лучше все-таки пойти на какие-то профессиональные занятия, сейчас огромный выбор обучения в разных танцевальных жанрах. Поэтому, если вас тянет в пляс от звуков музыки – не отказывайте себе в этом. Танцуйте где угодно!