С чувством художественного долга - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
С чувством художественного долга

С чувством художественного долга

Особенные дети Павлодара дистанционно репетируют роли в театральной постановке

  • 3 Мая 2020
  • 225
Фото - Caravan.kz

Карантин не стал помехой для участников павлодарского “Театра без границ”. Они мечтают скорее вернуться на сцену, которая стала для них лекарством и отдушиной. Так что о прекращении репетиций из-за режима ЧП речи не возникло – их перевели в онлайн. И когда позволят условия, новый спектакль будет представлен зрителям.

Сам себе режиссер

Еще в марте труппе рукоплескал полный зал зрителей. Так случилось, что их “Дюймовочка” стала последней постановкой в “докоронавирусной” культурной жизни Павлодара. Сегодня все зрелищные мероприятия на паузе, но жизнь “Театра без границ” продолжается. Репетиции перекочевали в онлайн и проходят успешно. Имеющийся опыт помогает юным актерам с нарушениями зрения, слуха и нервной системы поддерживать форму на расстоянии. Название будущей постановки пока не разглашают.

Руководит процессом молодая актриса Павлодарского драматического театра им. А. П. Чехова Юлия ЗАХАРЧУК (на фото). Маленький театр – это её детище. Она руководитель, режиссер, педагог и психолог в одном лице. И, несмотря на занятость – работу, уроки вокала и учебу в ГИТИСе, постоянно трудится над мастерством подопечных. Ей непросто найти полчаса на беседу, если только она не касается самого важного.

– Еще во время учебы в институте, лет десять назад, я почувствовала, что меня гнетет параллельное существование двух миров. В одном из них люди с инвалидностью, а в другом – здоровые граждане. Эти миры не пересекались, и мне захотелось их сблизить в искусстве, которому я служу, – говорит Юлия Захарчук. Без скидки на инвалидность: история казахстанки потрясла жюри кинофестиваля

В конце 2017 года появилась возможность идею реализовать. В акимате области пришли к мнению, что такой проект необходим. Чиновники обратились к Юлии с просьбой заняться организацией театральной студии для детей из трех специализированных интернатов. Девушка объявила набор детей и юношей для участия в постановке “Бременские музыканты”. После интенсивных, не всегда легких занятий и репетиций премьера состоялась в мае 2018 года. Тогда всё прошло на ура, аплодировали даже скептики. Однако зависимость от властей имела и оборотную сторону. Сформировавшийся коллектив решено было передать в другие руки, что опечалило руководителя, детей и родителей. Ведь они вместе прокладывали долгий путь, на котором ошибались и находили методики режиссуры и взаимодействия.

Поверить в себя

Решение о создании собственной студии лежало на поверхности. 7 ноября 2018 года стал днем рождения нового “Театра без границ”. Родители оплачивают обучение и не нарадуются результатам. В труппу просятся и дети из обычных классов, им тоже не отказывают.

– На что мы живем сегодня? Есть доходы от продажи билетов, вырученных средств хватает на часть костюмов. Очень помогают мамочки: они придумывают образы, обмениваются вещами. Сцену нам предоставляет Театр им. Чехова, имеются договоренности с учебными заведениями. Есть друзья среди фотографов. Можно сказать, что во многом мы зависим от общества, благотворительности. В этом сложность, прелесть и уникальность, – считает Юлия.

На счету коллектива 3 постановки: “Снежная королева”, “Буратино”, “Дюймовочка”. Зал всегда полон. За кулисами остаются сложности, слезы, неуверенность и сомнения, споры.

Чувствуется, с ребятами обращаются как со взрослыми – нюни не поощряются. И по ходу спектакля детей не выводят за ручки, суфлеры и хореографы не подсказывают тексты и движения. Юлия Захарчук всё действо проводит за музыкальным пультом, а девчонки и мальчишки без запинки выдают монологи, диалоги и танцы, чем бесконечно радуют и удивляют своих родителей.

– Они приходят все разные, когда им самим удается понять, что они способны на многое, считаю это главной победой. А искусство способно лечить, в этом я уверена, – говорит Юлия Захарчук.

ПАВЛОДАР