Несколько лет назад “Караван” провел расследование – мы подняли архивы, пытаясь приоткрыть тайну предприятий, работавших в городе в военное время. А еще отправились на поиски людей, хранивших тайны военного времени полвека! Нам посчастливилось поговорить с теми, кто возглавлял “секретные” отделы, работал на оборонных заводах и знал, что происходило в Алма-Ате в 40-е годы. К сожалению, многих уже нет. Сегодня мы вспоминаем уникальное интервью с Виталием Бурковым, которого уже нет в живых. Ветеран рассказал нам об одном из самых засекреченных объектов города.
Исчезающая история
В военные годы Виталий Бурков был главным конструктором завода имени С. М. Кирова. Когда мы встретились с ним пять лет назад, он помнил, что происходило в 1942-м с точностью до гайки. Ветеран написал о деятельности завода книгу, было издано всего 100 экземпляров – только для “своих”. Найти сейчас хотя бы экземпляр книги практически невозможно. Родственники, с которыми удалось связаться, отправили нас на завод, где в отделе кадров даже не вспомнили, что у них работал когда-то такой уважаемый человек. Возможно, то наше интервью – это последняя ниточка к прошлому.
– На заводе имени С. М. Кирова, расположенном на улице Пастера, официально выпускали мясорубки и прочую кухонную утварь. Люди и предположить не могли, что здесь создается самоходная мина длиной пять метров и весом несколько тонн! В 1942-м здесь делали самые современные на тот момент торпеды, – рассказывал Виталий Бурков. – Прошло много лет, но данные не рассекречиваются. Чтобы напечатать книгу для внутренних нужд, потребовалось особое разрешение. Собирая материал, я нашел досье на работников завода. Обо всех нас собиралась информация. В своем досье я нашел пометку “за рубеж не выпускать”, поскольку знал очень многое.
В узких кругах завод называли “объект № 182”, вывеска же гласила “Двигательстрой”. Он возник на базе двух мощных оборонных заводов. Один эвакуировали из Украины, второй – из Махачкалы. Оба выпускали вооружение для военно-морского флота.
– Оборудование и металл везли – 1800 вагонов и платформ, – вспоминал Виталий Бурков. – В Алма-Ату также ехали 11 с половиной тысяч работников, спали прямо на ящиках с грузом. Последний секретный состав прибыл в ноябре 1942 года.
Чтобы разместить технику, освободили 18 300 квадратных метров. Завод начал работу в зданиях трамвайного парка, механического завода № 2, на нижнем этаже табачной фабрики, в здании прядильной и Ивантеевской фабрик по улице Сейфуллина, в Наркомате водного хозяйства, находившемся на нынешней улице Желтоксан. Под цеха отдали даже два кинотеатра – “Родина” в парке Горького и “Алатау” по улице Калинина. В юридическом институте разместили два цеха по выпуску деталей для торпед, в типографии на улице Пастера изготавливали оболочки для торпед и вели первую сборку.
– Это было самое передовое на тот момент оружие, – говорил Виталий Бурков. – Кроме торпед выпускали глубинные подводные магнитные мины АМД-500, АМД-1000 (цифры означают вес в килограммах) для подрыва больших кораблей. Также изготавливали бомбометы и минометы. С их помощью можно было очищать путь от подводных мин врага. Изготавливали и снаряды для зенитной артиллерии, чтобы сбивать самолеты.
Завод имени С. М. Кирова был не единственным оборонным предприятием, работавшим в Алма-Ате. Так, на опытном заводе “Эталон” выпускали “черные ящики” для военных самолетов и вертолетов. На предприятии трудились около полутора тысяч человек. И только 70 имели допуск в секретные цеха. На алма-атинском заводе тяжелого машиностроения изготавливали корпуса 82-миллиметровых мин, авиабомб, артиллерийские снаряды для минометов. Здесь выпускали только военную продукцию – вплоть до 1946 года… А патроны делали, говорят, на табачной фабрике, располагавшейся на улице Гоголя. Сегодня от этого исторического объекта уже не осталось и следа.
“Запретная бухта”
После Великой Отечественной войны жизнь на заводе стала еще более закрытой.
– Гонка вооружений заставила увеличить производство оружия. Торпеды уезжали в 12 стран мира. Каждое изделие проходило строжайшую проверку и испытание на спецполигоне, на берегу озера Иссык-Куль. Изделия отправляли туда под особой охраной. Полигон был засекреченным, целым городом. Находился в особом месте, где были уникальные природные условия для испытания оружия, – вспоминал ветеран.
После интервью с Виталием Бурковым мы надеялись попасть на полигон на Иссык-Куле, чтобы восстановить события тех лет в полной мере. Было известно, что полигон теперь работает в мирных целях.
Мы отправились в Киргизию, но выяснилось, что полигон курирует Россия. Чтобы получить доступ в “секретную бухту”, требовалось разрешение самого командующего военно-морским флотом Владимира Высоцкого! Так совпало, что в те дни он был в Бишкеке. Мы обратились с официальным письмом, после чего состоялась встреча с людьми из команды главкома. Нас долго расспрашивали, чем вызван интерес к полигону. Даже пообещали провести экскурсию, но в последний момент передумали. Возможно, что еще не пришло время раскрыть все военные тайны тех лет…