Федеральное статистическое ведомство, что в городке Висбадене, знает о ФРГ всё. В том числе и то, что из года в год лимузины в этой стране все заметнее уступают дорогу куда более демократичным средствам передвижения. В прошлом году, например, был установлен новый германский рекорд популярности автобусов, трамваев, метро и электричек: почти 11 миллиардов (!) пассажиров за 12 месяцев. Получается, что каждый житель ФРГ, включая грудничков и престарелых, в год пользуется общественным транспортом не менее 130 раз.
Сел на велик и поехал!
Понятно, что в этом феномене свою важную роль играют цены на бензин, проблемы парковки в крупных городах и заторы во время зимней непогодицы.
Но не только эти проблемы в глазах потребителя уменьшают преимущества комфортных немецких легковушек и превосходных автобанов. Просто имеется выбор. Причем богатый. Например, государственное значение придано в Германии масштабной программе по развитию системы аренды велосипедов – а это не только разветвленная сеть специальных дорожек для велолюбителей, но и множество удобных велостоянок.
– Наша задача – сделать дорогу пассажиров максимально удобной, – подчеркивал Петер Рамзауэр, министр транспорта ФРГ. – Теперь у людей все чаще отпадает необходимость брать с собой велосипед в переполненный вагон. Или же возвращаться домой от конечной остановки автобуса пешком.
Ради этого муниципальные власти разных федеральных земель выделили только в этом году почти 13 миллионов евро. Нюрнберг, к примеру, пополнился сразу 65 новыми стоянками для 750 велосипедов.
Расширяется и структура по прокату привокзальных велосипедов с электронной системой определения их местоположения, встроенной в раму двухколесного коня. Если очень кратко, то фишка в следующем: высадился в незнакомом для тебя городе на территории Евросоюза, подошел к стоянке, позвонил по указанному там номеру, продиктовал номер банковской карточки, с которой потом снимут деньги за фактическое время проката, получил код, набрал его на пульте велосипеда… Железный штырь, стопорящий колесо, отодвигается – и катайся ровно столько, на сколько часов сделал заявку. И оставляй потом велосипед, где тебе удобно. Он автоматически застопорит заднее колесо и подаст сигнал фирме.
Пунктуальнее, комфортнее, быстрее…
Объединенный немецкий автомобильный клуб – ADAC – закончил недавно традиционный анализ работы общественного транспорта во всех столицах и крупнейших городах стран ЕС. Лучшим, как и все последние годы, стал Мюнхен: идеальное соблюдение продуманного графика движения автобусов внутри мегаполиса, четкая организация пересадок, очень понятная и легкодоступная информация для пассажиров…
Гамбург занял пятое место в Европе. Франкфурт-на-Майне – седьмое. Лейпциг и Кёльн соответственно – девятое и десятое. Причем Лейпциг отличился своей креативностью: на пасхальные праздники все владельцы личных авто получили право на… бесплатный проезд в городском общественном транспорте. Таким соблазнительным образом компании, управляющие городским и региональным транспортом, стремятся сделать воздух в своих населенных пунктах чище, улицы – свободнее, заодно сэкономив горючее и деньги населения. Ведь на обслуживание каждой второй машины в типичной германской семье тратится почти пять тысяч евро в год. Плюс сто евро в месяц на бензин. А месячный проездной билет, годный и для автобуса, и для трамвая, и в будущем – для строящегося в Лейпциге метро, стоит без восьми центов 47 евро. По нему вечерами и в выходные дни могут ездить несколько человек сразу.
Строго по расписанию!
Такие интересные придумки – следствие жесткой конкуренции, заставляющей быть очень гибким. Непрестанно сохраняя баланс между ведомственной выгодой и пользой для пассажиров.
Ведь не случайно вся Германия делится на участки, обслуживаемые разными фирмами на тендерной, то есть конкурсной основе. Стоимость проезда повсюду зависит от тарифной зоны, определяемой расстоянием от точки посадки до места выхода.
Для выработки единой ценовой политики предприятия частенько объединяются в V.V. – транспортные союзы, где самая распространенная практика – это принцип “один билет или один сегмент на билете равен одной зоне проезда”. И, как правило, приобретается универсальный билет на несколько зон сразу. Он может быть рассчитан на несколько часов, на сутки, неделю, месяц, а то и на год. “Мультифаршайн” выгоднее уже потому, что в нем только единократный налог на добавленную стоимость. И нет необходимости осуществлять новые покупки при пересадке с автобуса на метро или, допустим, “швебебан” – изображенный на фото подвесной вагончик, проносящийся над городом часто, бесшумно и строго по расписанию.
Для приобретения билетов имеются специальные кассы транспортных контор. Повсюду стоят и автоматы, объясняющие систему покупки не только на немецком, но и на английском, французском, испанском и на русском языках. Есть и альтернатива: покупка билета прямо у водителя автобуса.
Большинство остановок в странах ЕС оборудованы электронным табло, где указано, по какому маршруту и когда что подъедет. И сколько минут еще осталось ждать.
Уютная жизнь в Германии автора этих строк и его верного фотокора избаловала до такой степени, что мы не на шутку начинаем возмущаться, если автобус или трамвай задерживается на 20–40 секунд.
Везде по маршруту общественного транспорта развешаны и схемы. Там раскрашены разными цветами соседствующие тарифные зоны и указаны минуты, которые тратятся при передвижении автобуса или вагона от одной остановки к другой.
С точностью до минуты можно рассчитать время передвижения хоть через весь город, не выходя из собственного жилья. Для этого существуют специальные сайты в Интернете.
Салоны общественного транспорта в Германии всегда идеально чисты. Для инвалидов и мамаш с колясками – подъемники и просторные площадки между креслами.
Кнопки для подачи сигнала “Остановить!” и для открытия дверей установлены как для взрослых, так и пониже – для детишек.
Видеокамеры в салонах зачастую передают “картинку” не только водителю, но и на пульт службы безопасности транспортной компании, а то и в полицейский участок.
Мы не зайцы, а проверяющие!
Увы, но сервис высокого класса стоит недешево. Наши с женой месячные проездные билеты по городу с полуторамиллионным населением – это почти 140 евро из семейной кассы. И это куда выгоднее, чем рисковать зайцем. Ведь в таком случае можно зараз получить на двоих штраф 80 евро. Плюс нервотрепка и угрызения совести.
Тем не менее в том же Мюнхене, к примеру, даже целое сообщество безбилетников образовалось. MVV Blitzer называется. Своего рода “спорт”, заключающийся в стремительном взаимооповещении “шварцфареров” о контролерах. Его поклонников в баварской столице сейчас около 15 тысяч. Неформальное сообщество Schwarzfahren Berlin наполовину меньше. Но там обладатели смартфонов с выходом в Интернет через “Твиттер” и “Фейсбук” наловчились оперативнее и точнее мюнхенцев оповещать друг друга о вышедших на линию бригадах проверки. Делая это даже не экономии для, но ради весьма спорного соревнования: кто дольше всех будет кататься без билета и не попадется.
В таком законопослушном обществе, как германское, не могло не возникнуть возмущение столь безнравственной затеей. В той же сети “Фейсбук” есть несколько страничек, где молодые и не очень молодые пассажиры обрушивают свой праведный гнев на любителей халявы. Да и многие зайцы понимают: кататься бесплатно нехорошо. Иные члены MVV Blitzer уже начинают позиционировать себя как “идейных борцов” против дороговизны проездных билетов.
– Я вообще-то езжу по студенческому проездному, но все равно буду исправно размещать информацию для “шварцфареров” в социальных сетях, – открыто признался некий Себастиан Мюллер из Людвиг-Максимилиан-университета.
Спасая себя от угрызений совести, другие создатели страниц для зайцев декларируют свое якобы бескорыстное стремление “проверить качество работы контролеров и повысить его”. Но, как справедливо отметил Штефан Анемюллер, пресс-секретарь Кельнского предприятия общественного транспорта (KVB): “Чем больше недобросовестных людей будут не приобретать билеты, тем дороже их стоимость обойдется честным пассажирам”.
Берлин – Мюнхен – Вупперталь