Алматинка Майза Койкеновна РАХМАТУЛЛИНА возглавляет совет ветеранов Ауэзовского района. Ее подопечные – более чем две тысячи ветеранов, пенсионеров и их семей.
И вот в последние годы ей пришлось столкнуться с несколькими неприятными фактами.
“Племянники” и “племянницы”
Придя к нам в редакцию, Майза Койкеновна сразу же огорошила:
– У меня есть как минимум пять фактов попытки отъема квартиры у моих подопечных – пожилых ветеранов, пенсионеров. В основном у тех, у кого нет здесь близких родственников, – поведала она. – Схема одинаковая: одинокого пожилого человека мошенники помещают либо в психбольницу, либо в хоспис, переписывают его квартиру на третьих лиц, а потом владелец квартиры внезапно исчезает или его находят дома мертвым. Большинству из них за восемьдесят лет, кто заподозрит криминал?
Далее Майза Койкеновна поведала нам следующую историю. Летом 2010 года она, вернувшись из санатория, в подъезде почувствовала резкий запах. Заподозрив неладное, Майза-апай решила обойти пенсионеров в подъезде. Одна из них – Нина Андреевна ПАВЛОВА – на звонки не отвечала, свет в доме не зажигала.
– Я вызвала ЧС, полицию и “скорую”. Когда вскрыли дверь, оказалось, что ее труп уже почти разложился. А спустя неделю мы увидели, что в квартире умершей какая-то женщина делает ремонт. Нам она представилась… племянницей из Красноярского края. И, мол, ключ от квартиры ей дал участковый. Я усомнилась в ее словах. Ведь при жизни старушка ни о каких племянниках не говорила. Не прошло и сорока дней после смерти Нины Андреевны, как в квартиру зачастили покупатели. Я спрашивала у “племянницы”: еще и полгода не прошло, чтобы вступать в права наследства, как вы сможете продать? Но меня просили не совать нос в чужие дела.
Я написала заявление в полицию, потом в Генеральную прокуратуру, это дело расследовали. И выяснилось, что “племянница” была мошенницей, действовавшей заодно с нотариусом. Их осудили, но по амнистии они получили условное наказание.
Факты проверяются…
С другой подопечной Майзы Койкеновны, 87-летней Татьяной Павловной УЛЯШЕВОЙ, случилась иная история: у нее был рак, и ее поместили в хоспис, где спустя некоторое время женщина умерла. По словам Майзы Койкеновны, позже выяснилось, что Татьяна Павловна еще в 2008 году отписала свое имущество заместителю председателя КСК:
– Она должна была за ней ухаживать, помогать, но соседи говорят, что ничего такого не замечали. Старушка жила одна. А когда пришел срок, ее просто поместили в хоспис. По этому факту я тоже писала заявление в полицию, но им не стали всерьез заниматься.
А сейчас я хожу в полицию по поводу другой своей подопечной – ЛОБАНОВОЙ Любови Петровны. Ее супруг умер несколько лет назад. Пользуясь ее неграмотностью, кто-то поместил женщину в психдиспансер и по доверенности распоряжается ее имуществом и пенсией. Вещи из квартиры вынесли, сейчас они находятся в подвале дома. Когда я позвонила в Ауэзовское РУВД, этот факт долго не проверяли. Лишь после моего обращения лично к начальнику ДВД Алматы дело опять взяли на расследование. А совсем недавно я узнала, что из психдиспансера пенсионерку Лобанову забрал неизвестный мужчина. Где она сейчас – никто из соседей не знает.
Мы позвонили в Ауэзовское РОВД, который сегодня вновь занялся этим делом, но нам сообщили лишь, что факты, изложенные в повторном заявлении М. Рахматуллиной, будут проверяться…
«Зять любит взять…»
Впрочем, на квартиры пенсионеров зарятся порой не только мошенники. Но и родственники. Эту историю нам рассказала наша читательница Нина Васильевна МАТВЕЕВА. Она жила одна в двухкомнатной квартире. Дети у нее умерли. 88-летней пожилой женщине трудно было справляться с хозяйством, и она попросила своего бывшего зятя, мужа давно умершей дочери, продать квартиру и купить ей другую, по ее словам, – однокомнатную. Однако зять распорядился по-своему. Он продал ее “двушку”, а старушку поселил в собственной отдельной однокомнатной квартире, составив с ней договор, по которому она добровольно соглашается жить в этой квартире, а он за ней – ухаживать.
– У меня плохое зрение, – рассказывает Матвеева, – в нотариальной конторе при подписании этого договора я думала, что мы просто покупаем мне квартиру. Придя домой и надев очки, я прочитала бумаги и поняла, какую совершила глупость! Собственными руками подарила ему квартиру, хотя денег никаких не видела: ни полной стоимости квартиры, ни разницы! Когда подала в суд, мне отказали в иске. Поскольку под договором стояла моя подпись… Что же скажешь после решения суда.
Подделают все!
В прокуратуре города Алматы нам рассказали, что только за первые три месяца этого года было возбуждено пять уголовных дел по факту пропажи людей.
– Проанализировав несколько фактов пропажи людей, в результате которых их имущество оказывалось записанным на третьих лиц, мы возбудили уголовные дела, – говорит прокурор управления по надзору за законностью следствия и дознания Даурен БУЛГИМБАЕВ. – Ведется следствие, и подробностей я вам пока не могу раскрыть. Скажу лишь, что дела тянут за собой пропажу людей еще в 2007–2008 годах. Позже в деле появились фигуранты, которые признались в совершении тяжких преступлений: когда одиноких владельцев имущества сначала похищали, а затем убивали. По одному из уголовных дел проверяется причастность к пропаже людей и дальнейшим манипуляциям с недвижимостью бывшего участкового, хорошо знавшего свой район.
– Какова тактика злоумышленников?
– Они находят одиноко проживающих людей, втираются к ним в доверие, постепенно внушая, что можно было бы поменять квартиру на меньшую с доплатой, уговаривают выписать доверенность. Потом квартира оформляется на кого-то из соучастников, а тот перепродает ее совершенно постороннему лицу.
Об одном из таких случаев удалось узнать благодаря бдительности квартиранта пожилой женщины, которая сдавала ему комнату в своей квартире. Квартирант уехал в длительную командировку, а вернувшись, обнаружил, что бабушка пропала. Он стал ее разыскивать, и выяснилось, что ее документами на квартиру завладели посторонние. Мы стали проверять эти факты и обнаружили, что часть документов – поддельная. Например, выяснилось, что нотариус, якобы узаконивший доверенность, в это время находился под арестом.
К слову, в последнее время мошенники научились изготавливать очень достоверные поддельные документы. Может, и поэтому большинство таких случаев так и остаются нераскрытыми. А поскольку у пропавших людей нет родственников, то их никто не ищет. Хорошо, если соседи внимательные найдутся…