Как не сойти с ума от самоизоляции - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как не сойти с ума от самоизоляции

Как не сойти с ума от самоизоляции

Чем помочь себе и детям на удаленке и как выйти победителем из заточения, рассказывает алматинский психолог Анастасия СТЕБЛЯНКО.

  • 20 Апреля 2020
  • 453
Фото - Caravan.kz

– Карантин стал жесткой проверкой на прочность для многих семей. Число бытовых конфликтов в полицейских сводках увеличилось. Считаете ли вы, что самоизоляция – это серьезная нагрузка для психики?

– Да. И тому есть две причины: резко сменилась привычная картина жизни, появилась неопределенность, непредсказуемость будущего. Каждый день нам преподносит какие-то шокирующие новости, потом мы узнаем, что карантин может продлиться долго, и всё это вызывает состояние напряжения.

Но у любых изменений есть начало и конец. Стало быть, есть на что опереться. Адаптация к новым реалиям делится на периоды. Первый – это период ознакомления, когда человек только присматривается к изменениям и у него активизируются переживания страха и тревоги. На этом фоне человек может вести себя не совсем обычно, совершать непредсказуемые поступки, что вызывает дополнительную волну напряжения у домочадцев.

Следующая стадия – это когда человек уже что-то понял и начинает предпринимать какие-то действия. На этой стадии проявляются эмоции агрессии, возникают конфликты, разборки в семьях, выяснение отношений. Часто они заканчиваются вызовом полиции. Хотя все боятся слова “агрессия” и самого этого состояния, но в переводе с латинского оно означает “идти навстречу”, “принять вызов”. Идти навстречу для того, чтобы оттолкнуть и не быть рядом либо воссоединиться. Если понимать агрессию именно с этой, последней стороны, то, подстроившись друг под друга, партнеры в результате начинают делать что-то новое и уже вместе.

Третий этап – принятие нового. Ему свойственны внутреннее спокойствие, радость, удовлетворение. На этом этапе люди начинают применять то, что спланировали, и напряжение спадает. Так наша психика реагирует на изменения среды. Понимая принципы адаптации, можно отследить, на каком этапе находитесь вы, и снять таким образом часть напряжения.

– Это для взрослых. А как реагируют на квартирное заточение дети – малыши или подростки, у которых фонтаном хлещет энергия, и всё в них чрезмерно разбалансировано?

– У меня сейчас выстроилась целая очередь из таких клиентов, особенно подростков. Не всех их можно принять онлайн. Многие ждут окончания карантина, чтобы прийти на личный прием.

С детьми до 3–4 лет обычно проще: достаточно спланировать для них привычный, как в детском саду, режим дня, и такая предсказуемость действий дает им ощущение спокойствия.

А если к этому предложить малышу: “Давай играть в игру с одним очень важным условием: не выбегать на улицу. И будем делать дома всякие интересные дела. При этом ты должен научиться занимать себя сам, играть в пазлы, настольные игры, вовремя ложиться спать, хорошо кушать. А за правильное выполнение условий игры в награду будет приз”. И проблемы с малышами исчезают.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста идея режима тоже подходит.

Но им уже можно сказать по-честному: “Сейчас такая ситуация, когда важно находиться дома. При этом у тебя могут возникать раздражение, недовольство, слезы, и это нормально. Главное – ты делись этим со мной. Всё это обязательно пройдет, и в конце концов мы выйдем на улицу дышать свежим воздухом, гулять по зеленой траве. А сейчас пока важно занять свое время разными важными делами”. И вместе они придумывают план, чем будут заниматься. И на самом деле любой минус всегда можно обернуть в большой плюс, при котором дети учатся самостоятельно себя организовывать. Это самый лучший выход в то время, когда родители вынуждены на маленьком пространстве выполнять свою работу и время от времени отделять от себя детей. Дети на карантине: чем скрасить их домашний досуг

О подростках – отдельный разговор

– Подростки – это категория детей, которые, с одной стороны, еще не настолько взрослые, чтобы понимать и оценивать ситуацию. С другой – они ведут себя на уровне взрослых, часто, бывает, протестуют. С ними важно разделять ответственность в это критическое время, например, за свое самообучение. И дать понять, что этим очень помогут вам. В психологии это называется “включить внутренний архетип помощника”. Обычно человек, когда начинает понимать ценность помощи, становится более ответственным. Но и тут не стоит забывать об определенных “плюшках” и поощрениях. Ведь подростки нуждаются в них еще больше малышей!

– На что в это время больше всего жалуются родители и дети?

– Чаще всего жалобы касаются перехода на дистанционное обучение. К этой новой системе школьники, родители и учителя пока еще не совсем готовы. И тут возникает самое большое количество ссор и конфликтов. Вопрос в том, как организовать учебный процесс, чтобы дистанционная работа родителей не мешала им оказывать посильную помощь детям, и параллельно, чтобы они не взяли на себя больше, чем это положено. Прошло чуть больше недели дистанционного обучения, а у многих родителей уже волосы дыбом.

– Почему? Детям лень самостоятельно учиться?

– Не столько лень, сколько они не понимают, как это делать. Они хуже усваивают материал потому, что не могут вовремя сесть за уроки. И лень здесь на последнем месте. На первом – неумение себя организовать. Вот бежали они раньше, допустим, к 8 утра в школу, а тут режим дня резко изменился. И теперь это ответственность родителей – организовать ребенка, показать, как это сделать. Если у родителей и детей возникает взаимопонимание, всё хорошо получается.

Например, мы с моими клиентами разработали пошаговую технологию: сначала режим, на него накладывается необходимость учиться, выполнять домашние задания.

И затем – еще преодолевать трудности, связанные с частыми зависаниями “электронного дневника”, невозможность зайти в него и что-то скачать. Но в целом кто следовал рекомендациям в течение этой недели, в режим вошли, и жалоб стало меньше. Родители стали спокойнее, а дети – более самостоятельными и ответственными.

– Что же делают те, у кого нет ни Интернета, ни учебников?

– Ну, бывает, мне присылают особенно смешные сообщения бабушки или мамы. Они пишут: “Заберите себе этого неуча! Мы готовы организовать в школе ночевку и еду, только учите его сами!”. Да, у них не хватает сил. Сейчас на родителей легла большая ответственность, и не только по организации учебного процесса, но и по объяснению непонятого учеником материала. Не у каждого есть задатки учителя. И не зря же на педагогов учатся в вузе целых 4 года. Многие вообще говорят: “Вы знаете, на самом деле я не могу объяснить простые вещи своему ребенку. Понимаю, как решить уравнение, а как это объяснить – нет”. И тогда приходится, как ни странно, расписаться в своей педагогической некомпетентности, испытать настоящее уважение к учителю и попросить его объяснить тему вашему чаду.

Как победить тревожность

– Много обсуждается тема, что этот коронавирус, который сковал всех, был создан искусственно и что это какой-то мировой заговор. Как на это реагируют люди с не­устойчивой психикой?

– Я понимаю, что подобные новости вызывают много тревоги, и это еще один пласт неизвестности, который беспокоит общество. Думаю, здесь психологически уязвимым людям важно просто ограничить поток информации вокруг себя. Я рекомендую им: просматривать новости лишь раз в день, и только самые важные. К примеру, какие изменения произошли по карантину, что нужно делать гражданам какого-то конкретного города. И ограничить поток негативной информации из мессенджеров. Понятно, что пугающие новости поднимают рейтинг их источников, но как потом чувствительному человеку справляться с этой тревогой, если под боком у него нет психолога? Значит, надо ограничить поток информации.

И для преодоления тревожности можно еще строить планы на будущее: что я буду делать, когда закончится карантин? Это даст ощущение внутренней уверенности.

Можно в столбик на бумаге составить для себя список вопросов и ответов: “Что меня беспокоит, волнует? Чего я боюсь?”. И напротив каждого вопроса написать ответы: “Что я могу сделать, чтобы этого страха стало меньше”. То есть вооружиться планом “Б”.

И подумать: даже если все слухи о мировом заговоре – правда, что я, как человек, могу с этим поделать? Ничего. А ощущение собственной беспомощности перед этим вызывает бурю переживаний. Рецепт один: работать не с коллективной, а с собственной персональной тревожностью. Многих, к примеру, сейчас беспокоит вопрос, как зарабатывать на жизнь. И вот план, как зарабатывать на жизнь, растить и кормить детей, можно себе уже набросать. То, что надо продолжать их обучать, – это реально. Ну а вопрос, смогу ли я повлиять на этот мировой кризис, остается риторическим. Поэтому бороться нужно с собственной тревожностью!

АЛМАТЫ