Не перчатки – золото - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не перчатки – золото

Не перчатки – золото

Когда Олимпийские игры близятся к завершению, а на счету сборной Казахстана совсем мало медалей, болельщикам нет повода переживать. Ведь впереди – решающие бои боксерского турнира, а там-то наши ребята в обиду себя не дадут.

  • 6 Апреля 2012
  • 7557
Фото - Caravan.kz

На четырех последних Олимпиадах казахстанские боксеры брали хотя бы одно золото.

“Секреты” ринга

Бокс в Казахстане всегда был в почете, а наши спортсмены регулярно входили в состав сборной СССР. Но на Олимпиадах казахстанских боксеров не было очень долго – до 1976 года. Сборная СССР для участия в Играх формировалась, как правило, из россиян, к которым добавлялись несколько человек из других республик. Казахстанцы в их число не попадали. К примеру, Жандос Кукумов долгое время являлся первым номером сборной СССР в весе до 48 кг, но на Олимпиаде так ни разу и не выступил.

Поехать на Игры было моей самой большой мечтой, – рассказывает Жандос Кукумов. – В 1972 году я был очень хорошо готов. Приехал в Москву на финальные бои чемпионата СССР и отравился, что-то съев. Чувствовал себя ужасно: температура, рвота, понос каждые две-три минуты. В общем, работать не мог. Олимпиада в Мюнхене была моим последним шансом, потому что к следующим Играм мне было бы уже 30 лет – старческий для советского спорта возраст. После того как моя главная спортивная мечта не осуществилась, я бросил бокс.

1976: Один на один с мыслями

Олимпийский дебют казахстанского бокса состоялся только в Монреале в 1976 году. В далекую Канаду отправился динамовец Валерий Рачков из Алма-Аты. 20-летнему боксеру не повезло со жребием – в поединке за выход в четвертьфинал в весовой категории до 67 кг ему достался будущий олимпийский чемпион Йохан Бахвельд из ГДР.

Дело не в жеребьевке, – не соглашается Рачков. – После двух побед у меня появилась трехдневная пауза до встречи с Бахвельдом. А тут от руководства делегации пришла команда – отправить одного боксера в загородный дом, специально арендованный для советских спортсменов. Хорошее место, красивая природа, как в средней полосе России. Но из спортсменов в тот момент кроме меня был только штангист Василий Алексеев с женой. Он уже возрастной атлет, а я пацан, поэтому не общались. Вот я и пролежал два дня на кровати. В голову лезли мысли, как буду боксировать с немцем. Одно слово – перегорел. Лучше было бы, если остался в деревне: поехал бы на соревнования, смотрел бои, общался с ребятами – отвлекался то есть. А так остался один на один со своими мыслями. Когда вышел против немца – не вижу начала атак! Что ни пытаюсь делать – все равно не вижу! Он бьет меня, а я не вижу удара. Ничего не мог понять!

1980: Политические нюансы

Первые медали у казахстанского бокса появились в 1980 году. Тогда в Москве в финал вышли сразу два наших спортсмена – Виктор Демьяненко (до 60 кг) и Серик Конакбаев (до 63,5 кг). Но оба свои решающие бои проиграли – кубинцу Анхелю Эррере и итальянцу Патрицио Оливе.

Ту Олимпиаду бойкотировали многие капиталистические страны, и СССР завоевал огромное число медалей, – напоминает Демьяненко. – В западной прессе даже появились статьи о том, что Союз сделал эту Олимпиаду для себя. Боксерский турнир, как правило, растягивается на весь олимпийский период, и, возможно, к последним дням свои медали СССР уже взял. Поэтому многое было пущено на самотек. Семь советских боксеров вышли в финал, и только один из них стал олимпийским чемпионом. Лично мне выиграть золото помешали организационные недоработки. Мой финальный бой с Эррерой почему-то судил рефери из Пуэрто-Рико, страны – соседа Кубы по региону. В полуфинале с немцем Ричардом Новаковским я получил рассечение, но утром перед финалом меня осмотрел доктор и допустил к поединку. Когда же начался бой, рефери снова повел меня к врачу с какими-то лишними вопросами. Уже было заметно давление. Первые два раунда я выиграл, а в начале третьего секунданты-кубинцы стали требовать от рефери остановки боя из-за моего рассечения. Поединок был прерван, и победу присудили кубинцу. Уверен, будь в ринге европейский рефери, бой был бы совсем другим. Серик Конакбаев тоже побеждал Оливу, но судьи просто подарили медаль итальянцу. Вот так мы готовы были раздавать “свои” награды направо и налево.

До развала Советского Союза Казахстан успел завоевать еще одну бронзу. Ее обладателем стал Александр Мирошниченко (свыше 91 кг), который в 1988 году в Сеуле уступил в полуфинале будущему чемпиону мира среди профессионалов американцу Риддику Боуи.

1996: Золото со сломанной рукой

С наступлением эпохи независимости Казахстан получил возможность выставлять на Олимпийские игры самостоятельную команду. В 1996-м в Атланту поехали сразу восемь наших боксеров, завоевавшихе там четыре медали, в том числе одну золотую. Первым в истории казахстанского бокса олимпийским чемпионом стал Василий Жиров (до 81 кг).

Бой с американцем Антонио Тарвером в полуфинале Олимпиады-96 стал, наверное, одним из самых запоминающихся в моей карьере, – вспоминает Жиров. – Это был один из самых жестких и интересных поединков. Также мне очень понравился другой мой бой в Атланте – во втором круге с итальянцем Пьетро Аурино. Кстати, ту Олимпиаду я выиграл со сломанной рукой. Травму получил в первом же бою с мексиканцем Хулио Сезаром Гонсалесом. Конечно, мог после этого сказать, что не могу дальше драться. Но я приехал в Атланту с мыслями стать олимпийским чемпионом. Другого результата для меня не существовало, и такие мелочи, как перелом руки, не могли меня остановить.

2000: Победный дубль

Спустя четыре года успех Жирова повторили Бекзат Саттарханов (до 57 кг) и Ермахан Ибраимов (до 71 кг). Серебряными медалистами стали Булат Джумадилов (до 51 кг) и Мухтархан Дильдабеков (свыше 91 кг). Четыре финалиста! Такого успеха на Олимпиадах у казахстанского бокса больше не было.

Перед Сиднеем Казахстану удалось заполучить проведение судейского семинара, – раскрывает один из секретов той победы Серик Абденалиев, работавший на Олимпиаде-2000 в качестве рефери. – Мы показали гостеприимность и открытость казахского народа, чтобы, когда судья работал на матче нашего боксера, он не относился к нему предвзято. Это наше отношение помогло в Сиднее, судьи не ставили нам палки в колеса. Как результат, сразу четверо наших боксеров вышли в финал, а Саттарханов и Ибраимов стали чемпионами. Ибраимов в финале работал с румынским цыганом Марианом Симоном. Секунд за 20–30 до окончания боя Ермахан проигрывал три очка. Одно золото у нас к тому моменту уже было. И тут Ибраимов пошел вперед. Меня в локоть толкают, мол, посмотри на табло. А там счет в пользу Ибраимова. Ермахан выиграл в тяжелейшем поединке, переборов себя. А ведь судьи могли и “зажать” его, посчитав, что одного золота Казахстану хватит. Или другой пример. В четвертьфинале Дильдабеков встречался с кубинцем Алексисом Рубалкабой. Бой судил бригадный генерал из Африки, с которым мы жили в одной комнате. В одном из моментов Дильдабеков попал кубинцу так, что тот упал. Момент спорный: можно как нокдаун засчитать, так и как удар открытой перчаткой. Судья принял сторону нашего боксера. А будь на его месте другой рефери, Мухтархан не завоевал бы в итоге свое серебро.

2008: “Никогда бы себе не простил”

К сожалению, после Сиднея результаты наших боксеров пошли на спад. В 2004-м в Афинах они выиграли по одной медали каждого достоинства: Бахтияр Артаев (до 69 кг) – золото, Геннадий Головкин (до 75 кг) – серебро, Серик Елеуов (до 60 кг) – бронзу. Последние же Игры в Пекине подарили казахстанскому боксу только двух призеров: Бахыт Сарсекбаев (до 69 кг) занял первое место, а Еркебулан Шыналиев (до 81 кг) – третье. Бахыт встречался в финале с кубинцем Карлосом Банто Суаресом. Для обеих сборных это был последний шанс на золото в боксе.

Естественно, это стало одним из тех психологических моментов, что всегда присутствуют на крупных турнирах, – отмечает Сарсекбаев. – Я должен был показать всем, что мы можем побить кубинцев. Что касается возможного предвзятого судейства, то это второстепенный вопрос. Если бы я тогда в финале проиграл, то никогда бы себе этого не простил. Перед отъездом в Пекин сказал себе: “Возможно, это моя последняя Олимпиада, и я должен сделать все, чтобы выиграть золото. Иначе даже не стоит ехать”. К тому же в отличие от некоторых я заранее не считал себя олимпийским чемпионом.

P. S. Все меньше времени остается до Олимпиады в Лондоне. В эти дни в Астане проходит лицензионный турнир. До его начала у нашей сборной было шесть путевок на Игры. Соревнования в столице Казахстана должны помочь закрыть недостающие четыре вакансии, и отправиться летом в Лондон в полном составе из десяти боксеров.