Пора хоккейного расцвета
Поздней осенью 1989-го, когда хоккеисты “Динамо” из столицы Казахской ССР вступили в очередной сезон, подвигов от них никто не ждал. Годом ранее в высшей лиге чемпионата Советского Союза они заняли только шестое место, а сезон-1987/88 завершили и вовсе девятыми. Для команды, в 1960-1970-е на протяжении 16 лет не опускавшейся ниже четвертой итоговой строчки, такие результаты были большим разочарованием.
В 1983 году “Динамо” возглавил Борис Чехлыстов. Рекордсмен клуба по числу матчей в высшей лиге приступил к омоложению команды. Чемпионский состав-1977 постепенно уходил в историю, из него остались только капитан Николай Шмик и Александр Осокин. Функции главного бомбардира вместо завершившего карьеру Евгения Агуреева взвалил на себя Олег Чернов. В этом ему активно помогали Андрей Маряшин, Юрий Алексеев, Юрий Чурсин. В воротах был надежен Аркадий Ляпин.
“Вот уже пять лет мы выступаем практически одним составом, – рассказывал Чехлыстов. – Возраст большинства игроков – 23–24 года, пора хоккейного расцвета. К тому же в команде подобрались ребята, которые соответствуют ей по характеру”.
Все претензии к Курочкину
Правда, старт сезона-1989/90 оптимизма не внушил. Алма-атинская команда в четырех турах набрала только три очка, закрепившись на предпоследнем, 13-м месте. Хуже играла только ульяновская “Волга”, которая за весь чемпионат довольствуется лишь одним очком.
Однако после слабого начала динамовцы вдруг рванули вперед, пустившись в погоню за лидерами. Подопечные Чехлыстова выдали серию из семи побед, поднявшись в таблице на 4-е место. При этом, правда, едва не оскандалились.
В то время в советском бенди в виде эксперимента существовало правило: в интересах юниорской сборной каждая команда должна была как минимум на 30 минут выпускать на лед молодого игрока. В “Динамо” таким хоккеистом был 18-летний Алексей Курочкин. Однако во встрече с “Кузбассом” в Кемерово он отыграл всего 9 минут. Хозяева (а они проиграли со счетом 1:3) подали протест. Нашей команде грозило техническое поражение. Но спортивно-техническая комиссия, на наше счастье, приняла сторону “Динамо”. Назвав претензии “Кузбасса” “формально справедливыми”, эксперты СТК посчитали, что вряд ли “бело-голубые” “извлекли из случившегося существенную пользу и только за счет этого одержали победу”.
“Динамо” (Алма-Ата) – чемпион СССР 1990 г. Первый ряд (слева направо): В. Новожилов, С. Вяткин, А. Ляпин, гл. тренер Б. А. Чехлыстов, В. Богатов, А. Осокин, А. Никишов, Н. Шмик. Второй ряд: В. О. Савельев (массажист), Г. И. Топкин (врач), О. Чернов, А. Курочкин, Г. Гапоненко, С. Смольников, Ал. Золотарев, А. Маряшин, В. Д. Колесников (тренер), Н. А. Добрынин (администратор). Третий ряд: Р. Шамсутов, Ю. Чурсин, Ю. Алексеев, И. Фаттахов. Фото с сайта Федерации хоккея с мячом России
Переломный момент
Рывок отнял у “Динамо” немало сил. В середине января наша команда потерпела два обидных поражения в один мяч (3:4) в Сыктывкаре от “Строителя” и в Красногорске от “Зоркого”, после чего отправилась на встречу со своими московскими одноклубниками. Возможно, третья неудача окончательно выбила бы казахстанских хоккеистов из колеи, но те сенсационно обыграли одного из лидеров чемпионата – 6:3. В середине второго тайма при счете 3:3 Осокин вывел гостей вперед, а в концовке поединка Чернов и Маряшин оформили их победу.
Тот матч против московского “Динамо” стал переломным для алма-атинского клуба. Наши хоккеисты вновь поверили в себя, и их было уже не остановить.
17 февраля они провели еще один ключевой матч сезона – на своем льду против занимавшего первую строчку свердловского СКА. Игра была принципиальной не только из-за турнирного положения команд: Чехлыстов, Шмик, Чурсин, Маряшин, Курочкин и ряд других игроков были уроженцами Свердловской области. Встреча выдалась отнюдь не мирной, соперники заработали на двоих 160 штрафных минут. Этот матч стал самым грубым в высшей лиге сезона-1989/90. Динамовцы победили со счетом 4:3, а спустя пять дней, разгромив дома “Волгу” – 7:0, впервые единолично возглавили турнирную таблицу.
С задержкой на три дня
По воле составителей календаря в заключительном туре могла состояться своеобразная передача чемпионского титула. 10 марта 1990 года лидировавшее “Динамо” (Алма-Ата) играло в Красноярске против “Енисея” – бессменного на протяжении 10 лет чемпиона страны. Однако сибиряки не собирались расставаться со званием сильнейших. Они добились победы со счетом 3:1 и сократили до одного очка отставание от нашей команды. Таким образом, кульминация сезона была отложена на три дня – 13 марта претенденты на золото проводили свои последние матчи, перенесенные ранее из-за теплой погоды: красноярцы играли на нейтральном поле в Сыктывкаре со столичным “Динамо”, а казахстанские хоккеисты принимали “Водник” из Архангельска.
Всё было в их руках – победа гарантировала им титул, вне зависимости от результата другого матча.
– Играли в туман, – вспоминал тот день в интервью “КАРАВАНУ” Агуреев, занимавший тогда должность государственного тренера Госкомспорта Казахской ССР. – Когда он легкий, сильно не мешает. Но если густой, то это уже проблемы для всех: и для игроков, и для судей, и для зрителей.
Динамовским хоккеистам больше мешал не туман, а близость долгожданной цели, сковывавшая их психологически. Не выходила из головы и закончившаяся неудачей недавняя попытка взять титул в Красноярске. До 67-й минуты на табло горели нули, пока Станислав Вяткин не нанес точный удар – 1:0. С плеч наших игроков будто свалился тяжелый груз. На 76-й минуте Чернов вторично пробил голкипера “Водника”, а спустя пять минут, реализовав 12-метровый удар, закрепил историческую победу “Динамо” – 3:0. Результат матча в Сыктывкаре уже не имел никакого значения.
Подведение итогов
– В 1990 году нас никто в расчет не брал, – резюмировал итоги золотого сезона в беседе с “КАРАВАНОМ” Осокин. – Команда была молодой – из ветеранов только Вовка Набер, Коля Шмик и я. Подрастали Никишов, молоденький Ринатик Шамсутов, Юра Алексеев, Маряшин, Новожилов, Курочкин, Золотарев. В начале сезона у нас был большой выезд, матчей восемь. Мы в них взяли 50 процентов очков. То есть оказались в серединке таблицы. А после Нового года все уже к нам поехали. Тут-то мы и стали собирать очочки, лезть вверх. Когда за нами кинулись, было уже поздно – у нас оставались только домашние матчи. “Динамо” молодости нашей
Главное, что ребята поверили в свои силы, а то мы перед сезоном психологически еще не были готовы к чемпионству.
В чемпионском сезоне “Динамо” потеряло в домашних матчах всего одно очко, выиграв 12 встреч из 13 (достойный результат в Алма-Ате показал только “Енисей” – 2:2). У него оказалась самая надежная в высшей лиге оборона – 62 пропущенных мяча, а Чернов с 43 голами стал вторым бомбардиром сезона (Михаил Климов из “Зоркого” опередил его лишь на 2 мяча).
Команда, учившая играть
Отмечая второе в истории чемпионство, никто из динамовцев не предполагал, что не пройдет и четырех лет, как “Динамо” прекратит свое существование.
– После игры в Мурманске (ноябрь 1994 года) нас вызвали домой, сказали, что через пару дней все восстановится, – рассказывал “КАРАВАНУ” Шмик. – А тут тенге ввели, российские команды стали отказываться к нам ехать. До весны нас еще держали вместе, а затем распустили кого куда. Потом многие тренеры говорили, что с исчезновением “Динамо” они потеряли не только соперника, но и команду, которая других учила играть в хоккей.