Глава общественного фонда «НеМолчи.KZ» феминистка Дина Тансари рассказала корреспонденту медиа-портала Сaravan.kz, с какими опасностями могут столкнуться женщины во время карантина.
Дина поделилась официальной статистикой правонарушений. Зафиксировано, что каждый день в Казахстане 218 женщин избивают домашние агрессоры – их мужья, свекрови, отцы, сёстры мужа. Девятерых казахстанок в месяц доводят до самоубийства. Четверых в день насилуют. Правозащитница уверена, что во время карантина ситуация ухудшится.
Феминистка Марьям Зиаи рассказывает:
— Положение женщин во время карантина ухудшается по всему миру. В Польше в принципе запрещены противозачаточные. Клиники для абортов недоступны, а с закрытием границ жительницам нельзя никуда выехать, чтобы избавиться от нежелательной беременности. В Огайо и Техасе тоже собирались запретить аборты, а во Франции c середины марта число случаев домашнего насилия увеличилось на 30 процентов. Кроме того, на плечи женщин ложится не только их удалённая работа, но и готовка, уборка, воспитание детей. Раньше те хотя бы уходили в садики-школы-секции, а теперь постоянно на маминых шеях. Мужчины пьют, когда все постоянно дома, домочадцы начинают друг друга бесить, работы нет – благодатная почва. В Казахстане с его слабенькими законами о защите жертв домашнего насилия скоро «расцветет и запахнет».
Фото: unicef.org
Большинство женщин в изоляции не могут попросить о помощи, потому что понимают: полиция заберёт агрессора на 2-3 часа, а затем вернёт домой. В фонд за день поступает 10-15 звонков. Из десяти только две женщины соглашаются идти в полицию. Остальные отказываются, потому что не верят, что там помогут.
Президент общественного фонда уже обращалась в своём посте в "Фейсбуке" к министру МВД Ерлану Тургумбаеву. Правозащитница просила принять дополнительные меры на время карантина.
— Вся преступность Казахстана сейчас загнана на кухни и закрыта один на один с жертвами насилия. У женщин с одной стороны — голодные и напуганные дети, с другой – пьяные и агрессивные мужья. Такими темпами карантин закончится ростом насилия и убийств. Я считаю, что необходимо начать рейды по тем семьям, которые состоят на учёте по бытовому насилию. Пусть хотя бы два раза в неделю к ним приходят полицейские или военные. Женщина не позвонит в полицию сама, но если агрессор знает, что два раза в неделю приходит проверка, это немного его сдерживает, — рассказывает Дина.
Лидер «НеМолчи.KZ» подчёркивает, что женщинам, которые остаются с агрессорами, невозможно себя обезопасить. Максимум, что может сделать казахстанка, – это собрать тревожный чемоданчик с документами и всем необходимым. Но ей будет некуда пойти: подруги и родственницы в условиях карантина не пустят, особенно если дома дети. По этой причине меры предосторожности должно принимать государство. Правовой основой введения чрезвычайного положения является Конституция Республики Казахстан, а по Конституции Президент — символ и гарант прав и свобод человека. Дина настаивает, что в условиях ЧС эти вопросы решает Президент и готовит обращение к нему.
Феминистка предлагает, кроме рейдов, заняться информированием женщин, чтобы те сразу обращались в фонд в случае насилия. Также Дина считает важным ужесточить меры наказания для агрессоров на время карантина.
— Я уверена, что в изоляции мы будем до сентября, и желательно теперь отселять таких правонарушителей при первом же прецеденте. Пусть длительность срока заключения увеличивается, если изнасилование произошло во время ЧС. Например, если в обычное время за побои лёгкой степени должны дать десять дней ареста, то теперь нужно сажать на все дни карантина. В Алматы есть колония для несовершеннолетних, там пустует порядка ста пятидесяти мест. Почему бы нам не придумать меры изоляции абьюзеров на базе таких колоний? Чтобы женщина поняла, что государство за неё заступилось, что она защищена, — считает правозащитница.
Фото: rbc.ru
Сталкиваются с ограничениями не только те женщины, которые живут с мужчинами и семьями, но и лесбиянки, которые скрывают ориентацию от близких. О своих проблемах рассказывает Айгерим:
— Во время карантина у меня ухудшились отношения с девушкой. Она постоянно общалась со своими друзьями и играла с ними в Интернете, а я тоскливо ждала внимания. Недавно мы расстались, и я весь день плакала, а родственникам не могла объяснить, из-за чего. Я не рассказывала о своей ориентации, потому что у нас дед с тюремными понятиями, и я думаю, что они могут проснуться. Сначала родственники считали, что я расстроилась из-за орешков, а потом — что из-за срезанных ногтей. Когда все работают, держать личное при себе гораздо легче, а в условиях карантина мы выясняем друг о друге слишком много. Мне кажется, что вот-вот они узнают о моих отношениях и выгонят жить на улицу.
С другими изменениями столкнулась Наташа:
— Мне начали писать парни и предлагать познакомиться. Такого раньше не было, видимо, им скучно от большого количества свободного времени. Когда я отказывалась, они не отставали и продолжали докучать. В итоге я снова отказывала, мотивируя это моей ориентацией, и тогда некоторые даже начинали угрожать. Один обещал найти и изнасиловать меня, чтобы я «поняла, что нужно быть натуралкой». Пришлось сделать профиль в соцсети закрытым.
Карантин может продлиться ещё пару месяцев, а может, и до сентября. Неизвестно, насколько изменится статистика правонарушений. Женщинам, подвергшимся бытовому насилию, рекомендуют в любом случае сообщать полиции и вызывать скорую помощь. Очень важно фиксировать следы побоев и обращаться в кризисные центры, если они работают.
Фото: svidok.info