Всю зиму жители низин с тревогой смотрели на небо: снежная зима обещала очень проблемную весну. По данным Казгидромета, в столице каждый месяц снега выпадало в два, а то и в три раза больше среднегодовой нормы. В декабре – 38,6 мм против 22, в январе – 52 вместо 16, а в феврале – 45 вместо 15.
Люди видели на центральных улицах Нур-Султана огромные сугробы и слали гневные письма в акимат. Как уверены горожане, уборка снега в этом году акимом Алтаем КУЛЬГИНОВЫМ была организована из рук вон плохо. Местные жители вспоминали, как стройные ряды огромных снегоочистительных машин при прошлых градоначальниках за считанные часы ликвидировали последствия даже очень сильных снегопадов.
В этом году о том, что Нур-Султан чистят, местные жители узнавали из аккаунтов Кульгинова и акимата в соцсетях. А за окном видели все те же огромные сугробы.
Спасатели готовились к худшему: в качестве эвакуационных пунктов были определены спортзалы многих окраинных школ, а на картах паводкоопасных районов города стабильно красным была закрашена добрая треть столицы.
Но все изменил март. Судя по всему, боги решили сжалиться над людьми и послали им идеальную погоду.
– Весь март у нас стояла сухая погода, днем были плюсовые температуры, ночью – ниже ноля. Это ускорило таяние снега и его впитывание в почву. Так что сейчас ситуация относительно стабильная, – не скрывая радости в голосе, говорит официальный представитель комитета по ЧС МВД РК Нурсултан НУРАХМЕТОВ.
Тем не менее механизмы эвакуации населения в условиях повсеместного карантина обсуждаются. Уже понятно, что придется увеличить количество медиков в эвакопунктах, расстояние между койками, оборудовать эти пункты санитайзерами. Спасатели предупреждают: пик таяния снега в северных регионах, подверженных паводку, придется на апрель, так что о том, что он обошел страну, пока говорить не приходится.
Между тем даже в столице люди уже жалуются, что талая вода подходит к их домам. Сколько таких несчастливых – никто не знает. Спасатели подключаются, только когда ситуация начинает угрожать жизни людей: когда выходит из берегов и рвется в дома мелкая в обычное время речушка, когда прорывает плотину, когда вода идет таким потоком, что ее действительно по колено. "Мне все равно на ваш вирус, меня топит!". Как в условиях карантина живет окраина столицы
А с такими мелкими в масштабах страны случаями разбираются в местных акиматах. Ведь, по сути, если бы коммунальщики своевременно вывезли зимой весь снег, таких происшествий можно было бы избежать.
По данным пресс-службы акимата Нур-Султана, в этом году из города было вывезено 6,5 миллиона кубометров снега, против стандартных 1,5–2 миллионов. И, как заверила нас руководитель пресс-службы Акмарал ОЛЖАБАЕВА, вывоз снега из города продолжается до сих пор. И вовсе не весеннее солнце растопило сугробы, а городские коммунальщики, как ниндзя, убрали их. Сколько на все это потрачено денег, в пресс-службе пока не знают, но обещают дать ответ к концу апреля, когда закончатся все противопаводковые мероприятия и будет ликвидирован последний сугроб.
НУР-СУЛТАН