На вопросы “КАРАВАНА” отвечает вице-министр образования Шолпан КАРИНОВА.
Каждая школа решает сама
– Каков будет алгоритм дистанционного обучения? Не возникнут ли трудности?
– Сразу скажу – возникнут. Потому что с таким мы сталкиваемся впервые. Опыта массового дистанционного обучения нет ни у одного учителя, ни у одной школы, ни у одного родителя, ни у одного ребенка. Поэтому сложности будут. Это, к сожалению, исключительная мера, и другого варианта просто нет. Такая ситуация не только у нас – во всем мире. Мы мониторим ситуацию, изучаем мировой опыт. Россия, к примеру, дала возможность каждой школе принять свое решение, в каком варианте дистанционного обучения ей работать. Мы также решили, что это приемлемый вариант.
Первая проблема, с которой столкнутся учителя и родители, – это Интернет. В настоящий момент 98 процентов школ подключены к Всемирной паутине. Понятно, что из-за одновременного подключения скорость соединения упадет, будет хромать система. Мы это знаем и понимаем.
Дистанционное обучение будет проходить на таких интернет-платформах, как “Kundelik.kz” (уже отработанная), “BilimLand”, “Мектеп ОnLine”, “Дарын онлайн”, воспользоваться ими нам предложили бесплатно. Это то, что есть сегодня у нас на рынке.
Кроме того, есть еще три электронных журнала. Это “Kundelik.kz”, “Білім ал” и “Мектеп.кз”, через которые учителя смогут предоставлять обратную связь детям и родителям. Преподаватели могут ими тоже воспользоваться, а также мессенджером WhatsApp.
– Что по формату занятий?
– По принятому решению на каналах “Балапан” и “Ел Арна” будут транслироваться уроки с 1-го по 11-й класс по утвержденному времени. На “Балапане” – на казахском языке, по каналу “Ел Арна” – на русском. Каждый – по 10 минут.
После телеуроков, естественно, учитель дает детям задания и смотрит, как они усвоили материал. Оставшуюся работу он проведет самостоятельно и формативно будет оценивать знания учеников.
Также в электронных журналах “Кundelik.kz”, “Білім ал” и “Мектеп.кз” будут размещены дополнительные материалы. Если нет возможности подключиться к этим порталам, учителя будут в своих временных журналах в домашних условиях фиксировать формативное оценивание учебных достижений учащихся. Четвертая четверть может оказаться самой провальной в нашей школьной истории- эксперт о рисках дистанционного обучения
Каждая школа, исходя из имеющихся возможностей, организует свое дистанционное обучение, обязательно со всеми планами знакомит родителей и детей, чтобы каждый понимал, как они будут взаимодействовать и работать в новых условиях. Дистанционное обучение не может быть одинаковым во всех школах. Ситуация разная: есть городские школы, сельские или отдаленные малокомплектные. Условия у всех разные.
Критика будет
– Будут ли проводиться СОРы и СОЧи?
– Да, в IV четверти. Принято решение, что будет один СОР вместо 2–3 положенных. Его также дистанционно проведут педагоги. И в конце четверти будет СОЧ. Мы должны учебный год заканчивать. У учащихся есть 3 оценки за первые 3 четверти. Поэтому, если ситуация поменяется в сторону улучшения, мы обязательно внесем коррективы относительно итогов по учебному году и аттестаций 9-го и 11-го классов. Всё зависит от ситуации.
– Многие родители переживают, как дистанционное обучение повлияет на качество образования?
– А как вы думаете? Еще раз повторюсь, что мы с массовым дистанционным обучением в среднем образовании не сталкивались, так же как и многие другие страны. Прогнозировать, конечно, сложно. Критика тоже будет: и родители, и общественность об этом будут говорить. Но серьезность ситуации мы понимаем. Мы будем всячески делать так, чтобы качество не пострадало. Будем стараться все: и министерство образования, и управления образования областей, отделы образования, школы, педагоги. Мы ежедневно проводим селекторы, координируем наши действия, уточняем ситуации, хотим, чтобы это было максимально качественно.
– Некоторым родителям в период карантина приходится выходить на работу.
– На родителей сейчас возлагается двойная ответственность. Они должны учить своих детей самостоятельности: как распределять время, правильно подключаться к интернет-платформам и т. д. В первую очередь обязательно нужно быть на связи с классным руководителем и учителями-предметниками. По телефону связываться, спрашивать, уточнять, как у ребенка завтра будет организован учебный процесс. В новых условиях родители должны понимать, что часть обязанностей школ теперь перешла к ним. Перестроиться нужно всем. При этом детям нужна самоорганизованность и дисциплина.
Об отмене ЕНТ говорить рано
– Будет ли отменено ЕНТ?
– ЕНТ, которое должно было состояться в марте, состоится в мае. Летнее ЕНТ будет зависеть от текущей эпидситуации. Сейчас говорить об этом рано.
– Что насчет летних каникул в связи с ЧП?
– Сокращать летние каникулы из-за раннего выхода на мартовские каникулы и перехода на дистанционное образование не планируется.
– К сожалению, не во всех семьях, особенно многодетных, имеются компьютеры. Как ваше министерство намерено решить этот вопрос?
– Более 300 тысяч детей не имеют компьютеров и доступа к Интернету. Сейчас данный вопрос решается. Есть соответствующее поручение руководства страны, которое будет выполняться. Местные исполнительные органы будут во временное пользование передавать имеющиеся в школах компьютеры, ноутбуки родителям детей с последующим возвратом будут приобретать за счет средств бюджета, привлекать спонсоров.
В связи с переходом на дистанционную форму обучения у школ образуется экономия по отдельным затратам, предусматриваемым ежегодно в местных бюджетах на содержание общеобразовательных школ. Министерством направлены соответствующие рекомендации акиматам регионов.
АЛМАТЫ