“Железная” монополия - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+7 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Железная” монополия

“Железная” монополия

Уже в скором времени автозапчасти на некоторые популярные марки авто могут стать в разы дороже и дефицитнее. А сотни предпринимателей, которые зарабатывают на продаже запчастей для железных коней, останутся без работы.

  • 23 Марта 2012
  • 3918
Фото - Caravan.kz

Дело в том, что товарные знаки Toyota и Lexus по заявлению правообладателя компании Toyota Motor Corporation включены в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. И значит, сотрудники таможенной службы теперь будут пропускать на территорию республики только те запасные части, которые завозятся официальными дилерами или продавцами, получившими разрешение от доверенных лиц автомобильных компаний. Чем это грозит простому потребителю, рассказал глава Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард ЭДОКОВ:

– Все оригинальные запчасти, которые ввозятся в Казахстан без ведома правообладателя, являются параллельным импортом. Если же идти по пути, который предлагает  сейчас Toyota Motor Corporation в Казахстане, а именно: включение в официальный реестр объектов интеллектуальной собственности товарных знаков Toyota и Lexus, –  это может иметь целый ряд неприятных последствий для самого конечного потребителя. На сегодняшний день около  300 компаний по Казахстану ввозят запчасти для этих машин. А официальных дилеров у нас, кажется, шесть. Если всем остальным ввозить запчасти запретят, представьте, какой дефицит может возникнуть?

Другой момент – цены. Я сравнивал цены у двух алматинских официальных дилеров и продавцов этих же запчастей на рынке – по некоторым позициям запчасти у официальных дилеров были в два раза дороже!

Еще один момент, который вызывает вопросы, – сроки доставки запчастей. Сейчас на рынке можно без особого труда найти нужную запчасть, тогда как у официальных дилеров заказ порой приходится ждать от 7 до 30 дней.

Есть и социальный вопрос: в секторе продажи запчастей этих автомобильных брендов занято несколько тысяч человек. Все они не могут стать официальными дилерами: либо уйдут в тень, вынужденно занимаясь контрабандой и не платя налогов, либо будут возить откровенно “левые” запчасти. Это обернется лишь новыми проблемами.  

Такой нюанс, который очень тревожит: если в будущем у официального дилера возникнет хотя бы подозрение  в том, что кто-то провозит через границу его “брендовые” запчасти, то он может “затормозить” груз на СВХ, потребовав официальные документы на ввоз. Представьте поставщика, у которого 10 тонн груза, за каждый день простоя на СВХ он будет платить 16 тенге за каждый килограмм. А  задержка может быть не на 10 дней, а на полгода и больше. Представляете, какой мощный финансовый инструмент! Я считаю, что здесь возможен также  серьезный коррупционный момент. Не исключено, что владелец груза захочет просто “расплатиться”, чтобы его пропустили через шлагбаум.

На днях официальный представитель Toyota сообщил, что до 1 сентября введен мораторий на внесение товарных знаков Toyota и Lexus в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Но что будет дальше?