Несколько лет назад врач-эпидемиолог рассказала мне о случае, который произошел на заре независимости. По ее словам, дело было так: после падения железного занавеса границы открылись, наши соотечественники устремились в шоп-туры, челночили в разные страны, в том числе неблагополучные по холере.
И однажды, в 1993 году, в Казахстан прилетел борт из Пакистана с носителями холеры, особо опасной карантинной инфекции.
Скорее всего, заражение произошло при употреблении ими небутилированной питьевой воды, немытых фруктов или овощей, из-за несоблюдения личной и общественной гигиены, а также, возможно, при купании.
Про холеру, острую кишечную инфекцию, сейчас слышно мало только потому, что на международном уровне предприняты многосторонние меры по борьбе с ней, но в мировой истории описаны семь (!) пандемий холеры, последняя закончилась в 70-х годах ХХ века. В нашем случае местные службы сработали на высшем уровне, и всё завершилось благополучно: больных пролечили, распространения заболевание не получило.
– Холеру завозили и в 70-х годах, – рассказывает эпидемиолог, кандидат медицинских наук, руководитель управления международного сотрудничества и менеджмента образовательных научных программ филиала НПЦСЭЭМ НЦОЗ МЗ Айнагул КУАТБАЕВА. – Холера – инфекция бактериального происхождения, возбудитель тоже имеет высокий потенциал заражения и распространения.
В 2009–2010-й эпидсезон большая группа студентов завезла в Казахстан грипп с пандемическим потенциалом. Они заболели еще в Европе, приехали домой. Здесь были приняты всесторонние меры, больных поместили в карантинный госпиталь, в результате чего широкого распространения заболевания не было. В последующем данный вид гриппа определяли среди больных, но он уже не имел высокой пандемической силы, стал сезонным.
Было несколько случаев завоза малярии, но, к счастью, их быстро выявляли.
Малярия – трансмиссивная инфекция, то есть для ее передачи должны быть в наличии соответствующие комары. В Казахстане комары, которые передают малярию, уже не встречаются благодаря тому, что комплексно проводятся мероприятия по их уничтожению. С 2008 года Казахстан свободен от малярии.
Карантины объявляли в отношении сибирской язвы в определенных населенных пунктах. Чтобы не допустить ее распространения, ограничивали движение, реализацию мяса и т. п. Инкубационный период у этой особо опасной инфекционной болезни достаточно короткий, поэтому там ситуация быстро восстанавливалась. От лихорадки до холеры: какую заразу казахстанцы привозят из отпусков
Но чтобы в городе объявили карантин – это очень большая редкость. Сейчас мы столкнулись с вирусом, который вызывал заболевание среди животных, птиц. У человеческой популяции против него нет иммунитета. Иммунитет, может быть, есть у тех, кто переболел в эту пандемию. Самое главное – не допустить распространения коронавируса, в связи с этим и объявлен карантин.
Что касается других крупных вспышек, эпидемиолог напомнила о таком опасном для жизни инфекционном заболевании, как дифтерия, о существовании которого многие уже подзабыли.
– В 1993 году в Казахстане были единичные случаи дифтерии, в 1994-м – случился подъем, в 1995-м – пик заболеваемости, за эти три года заразились более 2 500 человек, – продолжает Айнагул Куатбаева. – Для дифтерии необязательно лабораторное подтверждение, так как присутствуют очень ярко выраженные симптомы.
В 1995 году была зафиксирована достаточно высокая смертность от дифтерии – умерли 66 человек.
Проводя вакцинацию в несколько этапов среди нескольких возрастных групп, в итоге мы победили эту инфекцию, снизив не только заболеваемость, но и обеспечили снижение носительства. С 2009 года в Казахстане больше не было зарегистрировано случаев дифтерии.
Казахстанцам не следует забывать и о том, что в республике до сих пор наблюдается вспышка кори – ее пик пришелся на прошлый год. Тогда от кори умер 21 человек, большинство из которых – дети. Так что соблюдайте простые правила гигиены, прививайтесь от тех инфекций, от которых существуют вакцины, и берегите себя!
АЛМАТЫ