Насчет чужих постелей, конечно, глава Нацбанка загнул: тайна частной жизни у нас охраняется законом. А вот что касается доходов и расходов публичных людей (депутаты, высокие госчины) и уж тем более тех, кому граждане доверяют все, что нажито непосильным трудом, – банкиров, то, по нашему общему мнению, они должны быть достоянием общественности.
Все же помнят случай с главой “Казахтелекома” Карибжановым, получавшим около 365 тысяч долларов в месяц, а по итогам года – и бонусов не менее 2 миллионов долларов? Не узнай об этом общество, так, может, он и дальше бы столько получал. Публикацией размеров зарплат и бонусов мы не собираемся их урезать. Или чиновники и банкиры боятся сглаза? И за какие такие заслуги господа, доведшие до ручки несколько коммерческих банков, получали свою зарплату, да еще и бонусы? Ведь расплачиваться за их действия приходится государству, которое, выделяя средства на спасение этих банкротов, обделяет ветеранов, пенсионеров, инвалидов и детей…
Конечно, у главного банкира страны на сей счет есть свои соображения. Мол, урезая бонусы, мы сажаем банкиров на постоянную зарплату, и они ничем не мотивированы: “Чего мы добьемся? Вместо того чтобы это делать открыто и с уплатой налогов, вознаграждение будет выплачиваться в конвертах. Поэтому я не сторонник публикации сведений о бонусах просто для того, чтобы кто-то сидел и злобствовал: ага, вот этому столько заплатили, а у него банкоматы не работают или очередь в филиале”.
Но эти аргументы нам не кажутся столь уж убедительными. Наличие бонусов и большой зарплаты ведь не удержало крупных банкиров от откровенно бездумного, “самурайского” и даже преступного менеджмента. Все же помнят руководство Наурыз-Банка, Валют-Транзит-Банка, Альянс-Банка и печально известного БТА?