Кто этот парень?
Такое приключилось с карагандинкой Ольгой САФРОНОВОЙ. Около тридцати лет назад сообщили, что ее брат Юрий Белоцерковский погиб в Афганистане. Родные очень переживали его гибель, но время приглушило боль. А тут давняя история вновь напомнила о себе – самым неожиданным образом.
Карагандинский историк-любитель Анатолий ЛИМАН случайно увидел на мусорной свалке старые бобины с кинопленкой. Решив, что там могут быть запечатлены какие-нибудь интересные с исторической точки зрения вещи, отнес находку на местный телеканал. Когда телевизионщики стали просматривать ретровидео, наткнулись на кассету с надписью “Афганец”. Камера сняла моменты жизни молодого солдата в окружении родных.
Анатолий стал искать, кто же этот парень. Так и обнаружил его сестру Ольгу Сафронову.
– Наш папа увлекался кино- и фотосъемкой, – вспоминает Ольга. – Я и не думала, что его архив сохранился. После смерти родителей квартиру продали, новые владельцы и выбросили вместе с хламом кассеты, которые нашел Анатолий Лиман. Для меня эти записи стали настоящим подарком!
Страшное известие
Ольга вспоминает, что в 1980 году ее брат после окончания школы поступал в консерваторию. Не прошел по конкурсу и сам явился в военкомат. Первое время родственники не знали, куда его отправили служить. Юрий не хотел их пугать. Но потом все стало известно.
– Конечно, переживали, боялись, – говорит Ольга. – Помню, Юра заболел желтухой, его отправили в Ташкент лечиться. Мама хотела, чтобы он комиссовался. Но брат упрямился. Сказал, что нужно ему дослужить, ведь там ребята остались.
12 сентября 1982 года родные получили от Юрия письмо. В нем он писал, что до дембеля осталось совсем чуть-чуть. А на следующее утро семье Белоцерковских сообщили о гибели Юры и уже после обеда привезли в их дом цинковый гроб.
– Вскрывать не разрешали, – рассказывает Ольга Сафронова. – Мол, останки жутко выглядят. Сказали, что брат был на броне танка, и когда тот наехал на мину, Юру отбросило взрывной волной на несколько метров. Чуть позже из армии вернулся сослуживец брата, который подтвердил, что тот умер у него на руках.
Жив ли ты, брат?
А через несколько лет им в руки попала газета с маленькой заметкой и фотографиями плененных моджахедами советских солдат. Их снимки тайно сделал австрийский журналист. На одном фото был изображен очень похожий на Юрия человек.
– Я специально поехала в Москву и раздобыла негатив снимка, – говорит Ольга. – Потом отдали его специалистам, они сравнили с фотографией брата и сделали вывод, что это одно и то же лицо! Когда мы пришли к сослуживцу Юры, он сказал нам: “Мне велели так сказать, а на самом деле он пропал без вести”. Вот тогда у нас и появилась надежда, что он жив. Мы обращались в МИД, я даже участвовала в переговорах с моджахедами. Но толку от этого не было. Насколько я знаю, удалось вернуть только одного пленного. Усилия спасти всех остальных оказались бесполезными.
Ольга Сафронова до сих пор не знает, жив ли сейчас ее брат. И можно ли сейчас попытаться его отыскать. Она лишь хранит добрую память о Юре и обещает больше не терять семейный киноархив.
Полина ЮРЬЕВА, Караганда
Эксперты доказали: солдат из Караганды и афганский пленник – один и тот же человек