Демарш павлодарского перевозчика: как это было - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Демарш павлодарского перевозчика: как это было

Демарш павлодарского перевозчика: как это было

Демарш павлодарского перевозчика вскрыл нарыв, назревавший годами. Транспортная фирма отказала пенсионерам и инвалидам в льготном проезде, чтобы привлечь внимание к проблемам отрасли

  • 5 Марта 2020
  • 963
Фото - Caravan.kz

Утром 1 марта пассажиров павлодарских автобусов № 1, 1Э, 18, 27 и 9 ждал “сюрприз” в виде объявления следующего содержания:

“Граждане льготники! У акимата нет средств на оплату вашего проезда, поэтому просьба. Пожалуйста, оплатите его самостоятельно!”

Маршруты обслуживает ТОО “Павлодарский автокомбинат”, на долю которого приходится четверть всего городского пассажиропотока. В соцсетях немедленно возник ажиотаж. Но уже во второй половине дня акимат города Павлодара распространил информацию о том, что льготная система продолжает действовать во всех автобусах. Сообщение подкрепили видеообращением самого директора предприятия Александра ПАНЧЕНКО.

– То, что сегодня произошло, по сути дела, произойти не должно было. Потому что договоренности были достигнуты с акимом города. В данный момент наши автобусы работают в обычном режиме, объявление снято, – сказал бизнесмен.

Это заявление прозвучало после совещания в городском акимате. На нем оперативно обсудили вопрос, который не решался годами. Перевозчики неоднократно просили пересмотреть размер возмещения за перевозку граждан из льготных категорий. Они заявляли, что не в силах поддерживать социальную идиллию, к которой стремятся власти Павлодара. Ведь именно этот областной центр славится тем, что сразу 17 категорий граждан могут рассчитывать на проезд по “особым” тарифам. Самая многочисленная группа почти в 60 тысяч человек – пенсионеры – ездят в автобусах и трамваях со скидкой в 50 процентов. Инвалиды II группы, которых более трех тысяч, пользуются правом бесплатного проезда. Как и почти 5 тысяч сирот, членов многодетных семей, учащихся колледжей. Еще есть десять малочисленных категорий, которые транспортники обязались возить за свой счет, и слово держат. Среди них, например, ветераны войны, инвалиды I группы. Но льготную перевозку 7 самых емких категорий граждан они просят возмещать из бюджета в полной мере.

Сумма, выделяемая по бюджетной программе 024 “Организация внутригородских общественных перевозок по возмещению расходов за предоставление бесплатного, льготного проезда семи категорий” в 2019 году составила 335 миллионов тенге. В 2020-м выделили 343 миллиона.

Их распределили, как и прежде, пропорционально доле в общем пассажиропотоке, но увеличили число получателей. Директор автокомбината рассказал, что и раньше считал компенсацию недостаточной, а в этом году провел собственный мониторинг и выяснил, что в его автобусах осуществляется около 24 тысяч льготных поездок в день. Если бы люди оплачивали полную стоимость, за смену выходило бы 1,5 миллиона тенге или более 450 миллионов тенге в год. Ему предложили 77 миллионов. Договор г-н Панченко отказался подписывать.

– Разве в нашем законодательстве указано, что бизнес бесплатно работать должен? А как предприятие содержать, заработную плату сотрудникам выдавать? Мне не достаются субсидии на обновление парка, но я хочу получить, что заработал! – говорит г-н Панченко.

С тем, что расчеты акимата изначально не соответствовали действительности, согласны и другие предприниматели. Они просят пересмотреть объем финансирования, а чтобы не было расхождений, провести исследование и точно узнать – сколько человек обслуживает каждая фирма? До этого момента просят возместить финансовые потери в объеме прошлого года.

Две недели назад частные компании написали письмо в акимат и предупредили, что с 1 марта отказываются от льготников, если их требования не будут учтены.

Два крупных игрока – “Автобусный парк № 1” и АО “Трамвайное управление” – принадлежат акимату и открыто в спор не вступали. В итоге слово свое сдержал только “Автокомбинат”.

Прозрачно или призрачно?

В отделе жилищно-коммунального хозяйства акимата пояснили, на чем строят собственные расчеты. Формула, мягко говоря, вызывает вопросы.

– Ежегодно “Корпорация для граждан” предоставляет данные о гражданах, попадающих в льготные категории. Но мы не знаем, сколько из них общественным транспортом пользуются, так как перевозчики не внедряют электронное билетирование. Поэтому уполномоченный орган в расчет взял половину из них и каждому определил по 16 поездок в месяц, – говорит представитель ОЖКХ Гульнара АМИРАЛИН.

Власти не отказываются провести новый мониторинг, но нужно время, чтобы привлечь сертифицированную фирму. Только на основе точных данных можно будет пересматривать бюджетную заявку на возмещение расходов транспортников. Пока даже конкурс не объявили.

Сейчас дело завершилось выговором акиму Павлодара Кайрату Нукенову. О дисциплинарном взыскании объявил в понедельник глава области Абылкаир Скаков.

Проштрафившийся аким поспешил заверить, что договоры на 4 месяца все-таки заключили. Льготникам беспокоиться не о чем. Теперь участники спора взяли тайм- аут до 1 мая, когда, как ожидается, будут представлены результаты мониторинга.

Ирина АДЫЛКАНОВА, ПАВЛОДАР