Авторы 88 фильмов защищают свои работы перед экспертным советом, в состав которого вошли признанные профессионалы казахстанской киноиндустрии. А тем временем в социальных сетях и в ряде СМИ бывший член этого же самого экспертного совета Ермек Турсунов развернул настоящую информационную атаку на руководство Государственного киноцентра, а также на легитимность его экспертного совета, в котором он работал более трех месяцев.
— Гульнара Болатовна, примите поздравления с запуском питчинга. Как показали эти дни, защита кинопроектов проходит достаточно успешно.
— Спасибо большое за поздравления. Да, работа на питчинге плодотворная. Но итоги мы обязательно подведем по его завершении.
— Тогда о громких заявлениях, сделанных режиссером Ермеком Турсуновым в СМИ касательно нецелесообразности создания кКиноцентра, недоработанного Закона «О кинематографии», актуальных проблемах «Казахфильма» и т.д…
— Да-да, я знакома со всеми его заявлениями, вы можете даже не перечислять. По поводу всех этих публикаций скажу одно: сейчас я абсолютно не согласна с высказываниями Турсунова по поводу работы Госцентра.
Дело в том, что Ермек Турсунов, возможно, плохо читал Закон «О кино» или же просто не может принять всех преобразований, которые несет в себе этот важный документ.
Мне придется напомнить, что, согласно этому закону, Государственный центр поддержки национального кино должен стать независимой от определенных структур организацией. В том числе и от «Казахфильма». Миссия киноцентра заключается в поддержке всех казахстанских кинокомпаний, производящих фильмы, соответствующие национальным интересам. И вся сложность ситуации в том, что некоторые режиссеры по памяти, по рефлексии какой-то привыкли, что их фильмы должны обязательно финансироваться через киностудию «Казахфильм» и распределяться среди тех режиссеров, которые к этой киностудии причастны. Но эта схема уже не работает.
Думаю, мы сегодня переживаем проблему роста, смену старого на новое. Поэтому у нас идет такое недопонимание и внутренняя борьба. Подчеркну, это не борьба поколений, это именно борьба ментальности, борьба восприятия современной реальности. Не все это понимают и принимают, но Закон «О кино» трактует именно такой подход.
— Финансовая поддержка фильмов, признанных национальными, – это лишь одно из направлений деятельности киноцентра?
— Вы правы, мы не только финансируем кинопроекты, мы призваны решать много других задач. Важно для нас международное продвижение. Это обязательное условие, без которого мы не будем иметь фильмы в системе ко-продакшн, у нас не будет потенциала съемок на территории Казахстана. Законом введен также термин «рибейт» — льготы иностранным кинокомпаниям, которые будут снимать в нашей стране. Киноцентр, как единый оператор, будет вводить и систему «единого кинобилета». Это дает прозрачность кинорынка, анализ поступления доходов в бюджет в виде налогов с продажи билетов, информацию о том, какие фильмы прокатываются в нашей стране, что смотрит наш зритель, какие жанры востребованы. Это в свою очередь даст приток частных инвестиций. Уже в этом году мы начнем заниматься повышением квалификации кадров. Наши специалисты должны соответствовать профессиональным мировым стандартам и стать желанными в любой иностранной киногруппе, в работе над любым международным проектом на территории Казахстана. И еще одна важная функция киноцентра — дистрибьюция — распространение наших фильмов на территории Казахстана и за рубежом. Сегодня на нашем кинорынке существуют два мощных дистрибьютора — компании «Меломан» и «Сулпак Синема». Но они, к сожалению, очень часто отдают приоритет продвижению американских фильмов, представителями которых являются. Ситуацию нужно менять. И опять же Закон «О кино» говорит о том, чтобы мы создали свою дистрибьюторскую сеть национальных фильмов и выступили третьим игроком в кинопрокате.
— Давайте поговорим об аргументах Ермека Турсунова, до недавнего времени входившего в состав экспертного совета. Откуда его недовольство положениями, по которым работает совет, обвинения в давлении на его членов, претензии к тому, что у экспертного совета недостаточно полномочий?
— Конечно, он сильно лукавит. Дело в том, что в рамках первого питчинга (тогда я к своим обязанностям еще не приступила) он получил финансирование на свой фильм. И на тот момент его почему-то не возмущал состав первого экспертного совета, куда входили люди, которые к кино никакого отношения не имели. И это его вполне устраивало. В результате он получил солидное государственное финансирование.
Я же, не зная его близко, только по книгам и по первому фильму «Келин», который мне, кстати, понравился (он был выдвинут в шорт-лист «Оскара» после нашего фильма «Монгол», номинированного на эту премию), была уверена, что он адекватный человек, патриот Казахстана, радеет и переживает за проблемы нашего кино. Но, как выяснилось, это далеко не так. Он не читал ни одного сценария из тех 250, которые были поданы в рамках второго питчинга. На тех редких заседаниях, где он присутствовал, он не давал никаких комментариев, просто наблюдал, но при этом одновременно голосовал. И вдруг он стал высказываться, что недоволен общей работой. Я считаю, что это неуважение не только к киноцентру, который он считает «неправильной организацией», это неуважение к профессионалам экспертного совета. Его неожиданный демарш оскорбил не только меня, как руководителя киноцентра, он оскорбил всех членов экспертного совета. И когда Турсунов говорит, что из совета многие ушли, надо понимать, что «многие» – это только два человека: он и Сатыбалды Нарымбетов – патриарх нашего кино, которого Турсунов просто уговорил уйти. А остальных членов совета просто не удалось «обработать», хотя Турсунов и его соратники Канат Торебай и Арман Асенов прикладывали большие усилия. Если мои коллеги посчитают нужным, они сами расскажут в СМИ о беспрецедентном давлении на них.
Это, мягко говоря, некорректное отношение к совместной работе меня, конечно, возмутило. Самое неприятное, что все эти заявления, подковерные игры, интриги, которые он затеял, когда проводил собрания на «Казахфильме», разговаривал с аксакалами, подбивал их принять свою сторону, была даже попытка «договориться» с молодыми кинематографистами, — все это вредит развитию нашей киноиндустрии. Не забывайте, что Турсунов является главой Союза кинематографистов, а значит, призван объединять, а не разъединять киносообщество.
В этой связи интересен и другой парадокс. Турсунов считает, что экспертный совет, куда он входил, не должен быть аффилирован ни с министерством культуры и спорта, ни с руководством Государственного центра поддержки национального кино. Только это нонсенс. Дело в том, что наш оппонент забывает, что экспертный совет создан при киноцентре, а киноцентр в свою очередь создан правительством Казахстана в лице министерства культуры и спорта, согласно Закону «О кино». Так что вариант Турсунова в принципе возможен, если он создаст свой частный киноцентр и обеспечит финансирование кинопроектов из частных источников.
— При этом Ермек Турсунов называет цифры, возмущается, например, что на содержание киноцентра выделено 450 миллионов тенге, а «Казахфильм» оставили без финансирования…
— Это неправда. Министерство уже выделило «Казахфильму» 7,4 миллиарда тенге. Уместно будет вспомнить и другие цифры: на шесть авторских картин, которые снял Турсунов, государство выделило около 2 миллиардов тенге. Я не знаю другого режиссера в Казахстане, которому сегодня выделяются такие бюджеты. И что мы получили? Где эти фильмы в прокате?
Понимаете, в современном мире восприятие, особенно визуальное, сильно изменилось. Молодое поколение уже не трогают те формы, которые использовались раньше. Поэтому то, что сегодня выпускают Голливуд, европейские и корейские кинокомпании, сильно отличается от того, что они делали еще 10-15 лет назад. И наше кино тоже должно использовать формы, которые ждет современный и, как правило, молодой зритель. Но формы, которые использует в своем кинотворчестве Турсунов, по всей видимости, уже устарели. Я думаю, что подсознательно у него конфликт не только с Законом «О кино» или с киноцентром, у него конфликт с самим собой, но он этого никак не хочет принять. И не понимает, почему большинство его фильмов проваливаются в прокате, почему его молодые коллеги по цеху находятся с ним в оппозиции. Даже в возглавляемом им Союзе кинематографистов он не может навести юридический порядок. Его приход на эту должность сопровождался скандалом с его более молодыми коллегами, в результате суды за Дом кино продолжаются до сих пор. Скандал уже вылился в открытое обращение оппонентов Турсунова на имя Президента Казахстана. Теперь суды начинаются и у его соратника Армана Асенова, возглавившего недавно киностудию «Казахфильм».
Так, может, все-таки пора уже навести порядок в своем доме, показать всем реальный результат личного руководства, а не раздавать бесконечные интервью о том, какие мы хорошие и правильные, а все остальные – ничтожества и обманщики.
Посмотрите, в недавнем интервью господина Асенова озвучивается откровенно некорректная информация. Там утверждается, что все средства на содержание отрасли теперь направляются в Государственный центр поддержки национального кино. Это, конечно, не так. Учредителем «Казахфильма» и киноцентра является одно министерство, которое со своей стороны проводит взвешенную политику как по распределению функций и задач каждой из этих структур, так и по их финансированию.
Как уже было сказано, на реконструкцию и модернизацию «Казахфильма» уже выделено 7,4 миллиарда тенге, рассматривается вопрос о выделении дополнительных 3 миллиардов тенге. А у киноцентра свои цели: через него государство обеспечивает финансирование всех продюсерских компаний и киностудий, работающих в республике. Думаю, если министерство культуры и спорта посчитает нужным, то даст на этот счет свой прямой комментарий.
В этом же интервью говорится, что Асенов уже проводит модернизацию «Казахфильма». Правда, удивительно, как он ее проводит, если все государственные средства уходят в киноцентр. Но дальше еще интереснее: курс на модернизацию «Казахфильма» поддержал руководитель Союза кинематографистов России Никита Михалков, который прислал Арману Асенову официальное письмо со словами поддержки.
Вы знаете, я недавно разговаривала с Никитой Сергеевичем Михалковым, и на сегодняшний день он об этом письме ничего не знает. Видимо, пора уже его известить.
А если серьезно, то очень печально, что г-ну Асенову приходится прикрываться письмами поддержки от руководства Союза кинематографистов России, а между тем его коллеги по «Казахфильму» пишут о нем, как о руководителе, совершенно другие по содержанию письма.
— Гульнара Болатовна, какой выход из всей сложившейся ситуации сегодня вы видите?
— Для меня самое главное — чтобы киноцентру просто не мешали работать. Сейчас у нашей киноиндустрии есть все возможности для развития. А внутренние распри, интриги, бесконечные собрания — они отвлекают и уводят в ненужную полемику. Я призываю: давайте найдем алгоритм, при котором каждый будет заниматься своим делом и решать проблемы самостоятельно, а не за счет других. Занимайтесь творчеством, пишите книги, снимайте фильмы, участвуйте в питчингах.
— Вернемся к результатам питчинга. Гульнара Болатовна, забегая вперед, хочу спросить о межведомственной комиссии. После решения экспертного совета кинопроекты выносятся на рассмотрение межведомственной комиссии, которая и утверждает финальный список фильмов. Но бывший член экспертного совета Ермек Турсунов вдруг выяснил для себя, что это в корне неправильное положение.
— Я хорошо помню первую межведомственную комиссию, где я присутствовала уже в качестве председателя правления Государственного центра поддержки национального кино. Члены комиссии, в состав которой вошли министр культуры и спорта, депутаты сената, мажилиса парламента, вице-министры информации и общественного развития, образования и науки, заместитель министра иностранных дел и другие высокопоставленные лица, заслушали от меня информацию о 60 кинопроектах. Было очень сложно их защищать. Потому что передо мной сидели не профессионалы кино, а профессионалы государственного управления. И вы знаете, у меня было ощущение, что я защищала свою первую кандидатскую диссертацию. Даже охрипла в конце (улыбается). Меня очень удивил их подход. Я, честно скажу, думала, что это будет заседание для проформы. А на самом деле состоялся полный разбор каждого фильма.
Мне пришлось отказаться от своей оценки проектов как режиссера и продюсера. Членам межведомственной комиссии была неинтересна кинематографическая сторона картин. Фильмы не рассматривались с точки зрения того, будут ли они успешны в прокате или на кинофестивалях. Чиновники оценивали смысловую составляющую проектов, в том числе в межгосударственном масштабе. Они ведь прекрасно знают все государственные программы, все приоритетные направления развития нашей страны, куда движется Казахстан, вплоть до того, где у нас происходят дипломатические обострения, в какие страны, как говорится, лезть не стоит. То есть межведомственная комиссия соблюдает именно государственные интересы.