Никто не отменял
Тахограф – прибор, непрерывно регистрирующий скорость движения, пройденный путь, а также режим труда и отдыха водителя. Своего рода автобусный “черный ящик”. Они давно установлены на всех видах транспорта во многих странах и даже входят в комплект новых машин. Еще в 2003-м было решено ввести их и у нас – как на транспорте, перевозящем пассажиров, так и на “дальнобойных” грузовых автомобилях. Установку тахографов не раз откладывали, но наконец их ввели – с 1 января 2012 года. Нет тахографа – нет лицензии. Водителей привлекают к административной ответственности, а у собственников автотранспортных средств изымают техпаспорта.
Установка тахографа обходится в 150–200 тысяч тенге, что любви владельцев автотранспорта к этому прибору совсем не прибавило. Тут выяснилось и другое обстоятельство: в стране они не изготавливаются – производятся только в Европе, купить их сложно.
Почему не работает закон
Ситуация знакомая: требования в законе прописаны, условия для их исполнения транспортным ведомством не созданы, зато водителей “кошмарят” по полной программе. И на законном основании. С этим и обратились водители в Союз предпринимателей “Атамекен”, эксперты и юристы которого донесли их требования в Минтранском. Доводы сочли убедительными и решили пойти навстречу перевозчикам. Правда, отчасти.
Пообещали увеличить количество сервис-центров и пойти на некоторый компромисс, внеся смягчающую поправку. Согласно ей тахографы не будут требоваться на межрайонных, междугородних внутри области и внутрирайонных автоперевозках пассажиров. Но многие перевозчики неверно истолковали этот компромисс, чему помогли и многие СМИ, поспешно известившие о необязательности тахографов вообще. Речь же идет только о маршрутах на небольшие, до 200–250 километров, расстояния, когда водитель не проводит за рулем более 8–9 часов.
Официальная справка и шоферский ответ
– Есть проблемы в части установки тахографов, – признает начальник управления контроля на автомобильном транспорте Болат СМАГУЛОВ. – Водители утверждают, что в регионах не хватает сервисных центров. Но вообще-то по Казахстану открыто 23 филиала. Времени на установку тахографов у водителей не было? Ведь мы отсрочили требования, которые должны были вступить в силу еще в 2005 году. Сейчас перевозчики мотивируют тем, что приборы очень дорогие, накладно устанавливать.
Другой момент – например, водители жаловались, что в Талдыкоргане одного сервис-центра мало, мы открыли второй. Прошло два месяца – ни один перевозчик туда не обратился. Владелец говорит: приходите, есть тахографы, в рассрочку, в льготном режиме могу установить. Не идут… Да, мы пошли на уступки, но меж-областных, международных перевозок это не коснулось.
В общем, “черные ящики” устанавливать придется, как ни крути. Правда, водители считают, что необходимо рассмотреть случаи, когда перевозки производятся между соседними областями на короткие расстояния. Но есть и другие вопросы.
– Тахограф будет меня контролировать: отдыхаю ли я вовремя, соблюдаю ли режим труда, – говорит дальнобойщик Серик ИСКАКОВ. – В таком случае пусть создадут условия. Я еду из Алматы в Талдыкорган пять часов, мне негде остановиться. Остановишься – машину вскрывают, фуру режут, а я отвечаю.
Астана