– Сакен-ага, почему книги стали для вас утешением?
– Они вселяют надежду и дают силы жить и работать. Многие вещи своих любимых писателей я регулярно перечитываю. Если быть точнее, то их творчество – это не просто утешение для меня. Оно – как батарейка, которая заряжает.
– Какие, например, это произведения?
– “Чужое лицо” и “Сожженная карта” Кобо Абэ. Трилогия Уильяма Фолкнера: “Деревушка”. “Город”. “Особняк”. “Улисс” Джеймса Джойса.
– Это актуально сейчас?
– Конечно! Это же великие писатели! Их книги – глубоко человечные, чем они всегда поддерживают, задевают и подбадривают тебя.
– Что-то еще посоветуете нашим читателям?
– Советую обратить внимание на Фазиля Искандера – на “Сандро из Чегема”, “Созвездие Козлотура”, да и на все его творчество. Он помогает мне быть самоироничным и относиться с юмором к тому, что происходит. Искандер – как “энерджайзер”, как лекарство. Когда читаешь его, понимаешь, что все – суета сует. Если сегодня плохо, завтра обязательно станет хорошо. Он обнадеживает, вселяет надежду в человека.
– То есть вы самоироничны?
– Да, если бы не самоирония, то давно в 90-е годы сгинул бы. Когда было бескартинье, когда люди перестали читать – эти писатели мне помогали.
– Сейчас, по-вашему, люди читают?
– Есть читающие. Недавно был в гостях у знакомого. Спрашиваю его младшего сына: “Читаешь?”. Он говорит: “Читаю” – “Что?”. Показывает Рюноскэ Акутагаву. Я обалдел просто! Если 16-летний мальчик читает Акутагаву, для меня это радость. Смотрю, мои дети тоже, оказывается, читают втихаря. Тех же Фазиля Искандера, Фолкнера, Кобо Абэ. До Джойса им далеко. Но, слава Богу, ни Маринину, ни Акунина у нас не любят.
– Сами не пишите ничего?
– Пишу. Причем давно. Все никак не могу закончить. Длинная история получается. Про что она, не скажу – это секрет.