Его называют казахским Паваротти. О том, как молодой певец заслужил признание европейской публики, он рассказал в интервью “КАРАВАНУ”.
Вокалу учился в Италии
– Я пою с раннего детства, – говорит Медет. – Меня просили петь родственники и соседи, и в то время я даже не задумывался, хорошо ли у меня это получается. Уже в подростковом возрасте, после девятого класса, решил попробовать себя и поступил в музыкальный колледж имени Мукана Тулебаева в родном Семипалатинске. В 2003-м поступил в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы в класс известного профессора, ветерана войны Бекена Жылысбаева. На третьем курсе поехал в Италию благодаря фонду “Дегдар”, президентом которого является Дарига Назарбаева. Два года учился у маэстро Марио Мелани в городе Пезаро. Когда вернулся, окончил консерваторию и стал солистом Оперного театра.
– Много ли ролей у тебя на сегодня?
– За три года в театре принял участие только в 3–4 постановках, в остальное время участвовал в различных международных конкурсах, правительственных концертах и так далее.
Второй после Днишева
– Победы в каких конкурсах тебе дороги больше всего?
– Номер один – это первая премия на Международном конкурсе вокалистов имени Глинки в 2009 году. Там же я получил специальную премию имени И. С. Козловского как лучший тенор. До меня этот конкурс из казахстанцев выигрывал только Алибек Днишев. Очень благодарен за участие в этом конкурсе своему педагогу. Тогда я нашел спонсора на поездку в Москву, но в последний момент он мне отказал. Бекен Бекенович дал свои личные деньги, и я вернулся с победой.
– Тебя называют казахским Паваротти. Как ты к этому относишься?
– Конечно, мне очень приятно. После выступления в Европе ко мне подходили зрители и что-то говорили по-английски. Я же его не знаю, но разобрал только слово “Паваротти”, которое они часто повторяли. Оказалось, что моя манера пения очень напоминает ту, в которой пел арии молодой Лучано Паваротти. Вот меня и стали так называть.
Зовут в Большой
– Расскажи о своих любимых ролях и операх, в которых ты мечтаешь сыграть.
– Самая любимая роль – Рудольф в опере Пуччини “Богема”. Она подходит мне по музыке, по характеру. Вообще считаю, что композиторам удобнее всего писать арии для теноров – они все такие влюбчивые, герои-любовники (смеется). Мечтаю спеть в операх “Абай” и “Принцесса Турандот”. Но я к этому еще не готов – ни морально, ни психологически, ни технически.
– Тебе не предлагали работать в зарубежных театрах?
– Меня постоянно зовут то во Францию, то в Россию. Но у меня в Казахстане семья, друзья. Мне бы хотелось жить и работать здесь, а за рубеж ездить с выступлениями. Но для этого надо какое-то время провести в той же Франции, чтобы доказать свою состоятельность. Понятно, мне сразу там не будут давать главные роли, нужно время, чтобы заявить о себе. Хотя сейчас меня настойчиво приглашает директор труппы Большого театра в Москву.
– Но за рубежом возможностей больше…
– Да, но мне бы хотелось, чтобы наше оперное искусство постепенно приближалось к мировому. Хотя жизнь артиста у нас очень непростая. Порой в прямом смысле бывает не до оперы.
– Почему?
– Посудите сами: я с семьей снимаю квартиру в Алматы. Моя зарплата как солиста театра – 60–70 тысяч тенге. Все деньги уходят на аренду жилья, а на что жить? Почти у всех артистов главная проблема – жилье. Концерты тоже не всегда бывают.
Опера навсегда
– А ты не думал заняться по примеру многих артистов эстрадной карьерой?
– У меня есть мечта – спеть на сцене знаменитого театра “Ла Скала”. И я иду к ней, а если буду распыляться на что-то другое, сил на мечту не останется. Кроме того, эстрада – это простой путь к деньгам и славе. Я же выбрал другую дорогу. И оперу не променяю даже за хорошие деньги. Петь на тоях я бы не смог.
– Значит, пойдешь по пути Паваротти?
– На самом деле он мой кумир с детства. Сделать карьеру в опере, стать всемирно знаменитым не так просто без определенной поддержки… Сейчас есть много прекрасных вокалистов, на которых я стараюсь равняться, – Роберто Аланья, Йонас Кауфман…
– Где зритель сможет увидеть тебя в ближайшее время?
– В начале февраля на сцене ГАТОБ имени Абая я сыграю Ленского в “Евгении Онегине”. Три года назад эта роль стала для меня дебютом в оперной карьере, но за прошедшее время я ее подзабыл, сейчас репетирую снова. А в Астане мне предложили спеть в опере Массне “Вертер”.