Что же на самом деле происходит в отечественных научных лабораториях и кто получает выгоду от загадочных “нано”?
Nano-мойки и nano‑щетки…
Слово “нанотехнологии” слышал каждый, но объяснить, что это такое, могут далеко не все. Этим, кстати, не преминули воспользоваться проворные дельцы. Ведь “нано” звучит круто, и в сознании возникают ассоциации, что это некие новые технологии, гарантирующие сказочный эффект. Весь научный мир корпеет над этими технологиями! И вот пожалуйста: в Интернете уже предлагают купить зубные нанощетки по цене в два раза дороже обычных.
Якобы этот предмет личной гигиены обладает, по словам продавцов, огромным спектром чудодейственных свойств. Он даже профилактику онкозаболеваний делает! Еще можно купить “посеребренный” собачий пояс с пометкой “нанотехнологии”. Тоже вещь незаменимая, лечит все известные и неизвестные недуги, инструкция к нему – как медицинская энциклопедия. Что уж говорить, если в Алматы появилась даже… наномойка! Впору подумать, что автомобили моют невидимые нанороботы и грязь волшебным образом исчезает на глазах у водителей.
Эту высокотехнологичную мойку, проезжая по улицам города, обнаружил директор Национальной нанотехнологической лаборатории открытого типа Маратбек ГАБДУЛЛИН и был весьма удивлен. Хотя о том, как сейчас используют слово “нанотехнология”, он знает не понаслышке.
– Когда появляется приставка “нано”, людям сразу кажется, что это нечто новое, обладающее фантастическими свойствами, – говорит ученый.
Но маркетинговые трюки, которые приносят неплохие барыши бизнесменам, не имеют никакого отношения к науке.
А ведь в лабораториях действительно творятся чудеса!
Нанотехнология – технология объектов, размеры которых порядка 10 нм (атомы, молекулы). Процессы нанотехнологии подчиняются законам квантовой механики.
Черные дыры или будущее науки?
Лидерами в развитии нанотехнологий являются США, ЕС и Япония. В России нанотехнологии курирует сам Анатолий Чубайс, и там в нанопредприятия вкладывают огромные инвестиции. Что, правда, вызывает неоднозначные оценки экспертов, некоторые даже окрестили нанотехнологии черными дырами для инвесторов.
В Казахстане несколько лет назад тоже очень оптимистично взялись за нанотехнологии. И тоже делали большие вложения. В стране было создано 5 национальных и 15 инженерных лабораторий. Только на создание лабораторий при КазНУ потрачено около трех миллионов долларов. Было закуплено дорогостоящее оборудование, настолько уникальное, что образцы для исследования в лабораторию привозят даже россияне. Стены в лаборатории покрыты металлической сеткой для уменьшения влияния электромагнитных полей, которые могут негативно воздействовать на процесс измерения.
Правда, миф о том, что в нанотехнологии сейчас вкладывают миллиарды, ученые развеяли.
Более сдержанно сейчас говорится и о том, что Казахстан станет лидером в нанотехнологиях. В 2006 году вице-министр МОН РК А. Абдымомунов выпустил в соавторстве статью “НАНОтехнологии – Казахстан может стать мировым лидером”. После прочтения которой сначала хочется аплодировать стоя. Правда, потом возникает вопрос: и где результаты?
Сегодня ученые говорят о том, что в первую очередь нужно найти свою нишу в нанотехнологиях, именно над этим и корпят наши лучшие умы.
Специализация во всех областях нанотехнологий сразу очень затратна. Легче найти свое направление и по нему двигаться. Тем более что результаты у казахстанских ученых есть.
Современные алхимики
Издавна великие умы были поглощены идеей трансформации металлов. Древние алхимики пытались получить новые свойства у вполне привычных предметов, правда, усилия их были сосредоточены на получении золота. Ученые-чародеи были и в Европе, и на Востоке, в том числе в арабском мире. Современным ученым с помощью нанотехнологий удалось получить удивительные результаты, которые обывателю могут показаться фокусом или волшебством. Дело в том, что любой привычный предмет при размельчении его на наночастицы начинает проявлять новые свойства.
– Конечно же, мы не алхимики и не можем сделать из глины золото, – улыбается доктор физико-математических наук Хабибула АБДУЛЛИН. – Но нанотехнология действительно позволяет менять свойства предметов. Например, можем взять обычный бесцветный материал, и после того, как мы его наноструктурируем – сделаем частицы все меньше и меньше, он может изменить цвет, или стать более мягким, или, наоборот, твердым.
Сейчас в лаборатории работают над созданием нанопорошков.
– Чем меньше размеры частиц, тем больше эффективность порошка. Например, цемент, если его измельчить до наноуровня, становится намного крепче, и можно использовать его меньше. Также нанопорошки могут широко использоваться в фармацевтике, – пояснил нам Маратбек Габдуллин.
Это “нано” – для здоровья
Кстати, нанотехнологии сулят настоящий переворот в медицине. Уже в ближайшем будущем, возможно, лечить людей будут нанороботы.
– В Казахстане, насколько я знаю, этим не занимаются, – поясняет заведующий лабораторией малоуглового рентгеновского рассеяния Евгений ЧИХРАЙ. – Нанороботы – это механизмы настолько малого размера, что они, например, могут проникать в биологические ткани и делать лечебные операции, удалять клетки. В мире эти разработки ведутся. И за ними большое будущее. Мы же пошли в направлении создания технологических материалов. Например, наши ученые разработали специальную ткань, которая позволяет эффективно заживлять ожоги, этим занимается Институт ядерной физики.
Есть у нас достижения по разработке катализаторов в нефтехимической отрасли. А некоторые исследования однажды могут принести казахстанским ученым Нобелевскую премию!
Нобелевская премия – не за горами!
В одной из лабораторий ученые со студентами собирают аппарат, который позволит получить вещество графен. “Представьте себе углеродный слой толщиной всего в один атом, проводящий электрический ток в 100 раз лучше, чем кремний компьютерных чипов!” – так описывают этот уникальный материал ученые.
Сейчас над решением сложных проблем, связанных с производством самого графена и изделий из него, трудятся государственные лаборатории и университеты всего мира. В его получении заинтересованы мегакорпорации.
С помощью графена можно будет производить сенсорные экраны, солнечные батареи, накопители энергии, супербыстрые компьютеры.
– Над этой проблемой уже много лет бьются физики во всем мире, – говорит профессор Аркадий ИЛЬИН, который заведует лабораторией компьютерного моделирования. – Нобелевская премия по физике была вручена в 2010 году Константину Новоселову, который получил графен, но другим способом. Возможно, наши студенты тоже однажды появятся в списке нобелевских лауреатов.