Усть-каменогорцы не хотят, чтобы рядом с их домами возвели похоронное бюро - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Усть-каменогорцы не хотят, чтобы рядом с их домами возвели похоронное бюро

Усть-каменогорцы не хотят, чтобы рядом с их домами возвели похоронное бюро

Похоронные венки, скорбные лица, траурные шествия… Жители улицы Киевской в Усть-Каменогорске уверены, что именно такая – невеселая – перспектива ожидает их теперь. По соседству с их жилыми домами местная предпринимательница возводит частный ритуальный зал для прощания с усопшими. На месте в ситуации разбирался “КАРАВАН”.

  • 24 Февраля 2020
  • 416
Фото - Caravan.kz

Жуткое соседство

Отметим сразу, что улица Киевская в Усть-Каменогорске – пусть небольшая и не в центре, но расположена в одном из самых оживленных районов города.

Рядом с многоэтажками и зданиями социальной значимости мирно соседствует частный сектор, жители которого называли это соседство преимуществом: и от центра недалеко, и все удобства в виде магазинов, школ, транспортных остановок, больниц и даже зданий прокуратуры и судов – рядом. Поэтому, когда на улице возле их домов стали возводить оздоровительный центр, никто против не был. Ну не пустовать же участку! Люди были в шоке, когда выяснилось, что вместо центра здоровья здесь расположится зал ритуальных услуг. Здесь же будут проходить церемонии прощания с усопшими. Возмущенные происходящим жители близлежащих домов вышли на улицу.

– Перед окнами моего дома все время будут ездить катафалки, а внуки здесь же будут гулять? Зачем мне это? И потом все мы знаем, сколько людей приезжает на прощание с умершими. Куда машины, автобусы поставят? Они заполонят всю нашу небольшую улицу. Почему никто не спросил нашего мнения? – возмущается жительница дома напротив Ирина СВЕТСКАЯ.

Окна ее ухоженного дома выходят прямо на стройку. Стройные ели, когда-то с любовью посаженные хозяевами, украшают дом, но и они не смогут скрыть печальной картины. За забором напротив уже хорошо видно строящееся кирпичное здание, рабочие трудятся не покладая рук. Жители не скрывают своих эмоций, больше всего их беспокоит, что они так и не видели паспорта объекта, а потому додумывают детали строительства сами.

– В шоке, конечно, от происходящего, – поддерживает соседку Людмила РЫСТОВА. – Если прощальный зал, значит, будет и морг. Ну какой резон везти сюда умершего, чтобы здесь с ним попрощались, а потом повезти на кладбище? Согласитесь, как-то логичнее, когда подобные сооружения возводят при моргах и больницах. Кто знает, от чего человек умер и чем болел?

По словам жителей, на улице нет центральной канализации, а потому их в первую очередь волнуют вопросы санитарно-эпидемиологического состояния, а значит, безопасности и здоровья их и их детей.

– У меня конкретный вопрос: куда будет сливаться вода после омовения покойников? Получается, нам всем буквально будут отравлять жизнь люди, которые уже умерли? И почему мы должны все время созерцать чье-то горе? – задается вопросами Ксения ВЕНДЕРСКАЯ.

С таким соседством люди категорически не согласны. Они понимают, что горе может прийти в любую семью и такие услуги необходимы. Не могут понять одного – почему их мнения никто не спросил?

– Нас просто не хотят слушать, – говорит Петр ЕГОРИН. – Хозяйка участка вообще заявила, что для нас это хорошо. Якобы нам же лучше, что не клуб возводят, будет тихо и спокойно, а если понадобится, ехать далеко не надо будет – всё рядом, можно и услугами воспользоваться. Это в смысле: все там будем?..

Дела хозяйские (или Жизненная необходимость)

Хозяйка участка, на котором сейчас ведется строительство, Нина Блинова не только приехала на встречу с жителями, но и согласилась прокомментировать создавшуюся непростую ситуацию специально для “КАРАВАНА”. Она подтвердила, что в здании запланировано возвести два ритуальных зала, предназначенных для прощания с умершими. Предпринимательница уверена, что это никак не повлияет на привычную жизнь жителей улицы Киевской. Она рассказала, как всё будет проходить. "Самое тяжелое — это дети"- агент ритуальных услуг из Алматы рассказал об ужасах своей работы

– Прощание сегодня проводится цивилизованно, – говорит Нина БЛИНОВА. – Есть специализированный катафалк, он заезжает в ворота трехметровой высоты. И уже здесь, на территории и за забором, происходит прощание. Жители ничего не будут видеть. Потом катафалк уедет. Планируем проводить по два прощания в день – с 11 до 14 часов. Я в этом бизнесе более 30 лет и точно знаю, что в городе с ритуальными залами – проблема.

По ее словам, сегодня людям во время прощания с близкими приходится стоять на улице, потому что не хватает места внутри.

– Строительство ритуального зала – важнейший вопрос для Усть-Каменогорска, – уверена Нина Игнатьевна. – К тому же все разрешительные документы у нас получены. А с жителями мы не обязаны согласовывать это строительство, поскольку это не предусмотрено законодательством РК.

Что касается угрозы для здоровья, тут, по ее мнению, людям не о чем беспокоиться.

– Дезинфекция умерших проходит в самом морге, а не в ритуальном зале. Причем происходит это независимо от того, болел чем-то при жизни усопший или нет, – объясняет предпринимательница. – Это одна из составляющих работы самого морга, для этого используются специальные реагенты, технологии и персонал. Здесь всё строго. Эти вопросы контролируются на уровне государственного контроля.

Кстати, отметим, в Усть-Каменогорске действуют три крупных ритуальных зала – на территории бывшей больницы скорой медпомощи, 1-й городской и областной больницы. Каждый из них расположен при морге, более того, два первых находятся буквально через улицу от Киевской.

Близкое расположение действующих ритуальных залов не смущает Нину Игнатьевну, она считает это преимуществом для своего бизнеса – перевозка усопших не займет много времени.

Внесли ясность

По словам заместителя руководителя Усть-Каменогорского городского управления товаров и услуг Армана САГЫНДЫКОВА, директором ИП “Блинова” действительно было получено разрешение на строительство.

– Мы выдали санитарно-эпидемиологическое разрешение по отводу земельного участка, как согласовывающий орган, – сообщил он. – При отводе мы посмотрели, есть ли условия на этом участке – необходимые по санитарным нормам 50 метров до жилых строений. Условия были.

Но хочу пояснить, что к материалам по отводу участка была приложена пояснительная записка, в которой указывалось, что там будут реализовываться венки, мраморные плиты, про усопших и прощание с ними речи не было.

В процессе планирования или строительства участия наших сотрудников нет, контроля с их стороны соответственно тоже.

Но сдаваться жители Киевской не намерены. Они направили свои обращения во все инстанции. Так, из управления государственного архитектурно-строительного контроля ВКО уже пришел ответ о том, что пока помочь и вмешаться в процесс строительства они не могут: действует мораторий на проведение проверок субъектов малого предпринимательства.

Люди намерены обратиться в суд, потому что считают, что думать о мире ином им пока рано, а значит, они будут бороться за право на жизнь без чужой скорби и горя по соседству.

Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ, УСТЬ-КАМЕНОГОРСК