Зачем президент Ассоциации казахстанцев во Франции Берлин ИРИШЕВ тратит деньги на восстановление памяти первой казашки в мире высокой моды – Аллы ИЛЬЧУН - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Зачем президент Ассоциации казахстанцев во Франции Берлин ИРИШЕВ тратит деньги на восстановление памяти первой казашки в мире высокой моды – Аллы ИЛЬЧУН

Зачем президент Ассоциации казахстанцев во Франции Берлин ИРИШЕВ тратит деньги на восстановление памяти первой казашки в мире высокой моды – Аллы ИЛЬЧУН

Она представляла лучшие платья Кристиана Диора, была одной из самых успешных манекенщиц середины ХХ века, открыла большой подиум для азиатских моделей, но умерла в забвении.

  • 20 Февраля 2020
  • 5413
Фото - Caravan.kz

И вот уже пятый год подряд президент Ассоциации казахстанцев во Франции Берлин ИРИШЕВ тратит деньги и время на то, чтобы восстановить имя первой казашки в мире высокой моды – Аллы ИЛЬЧУН.

По воле свыше

Год назад он презентовал книгу “Муза Диора Алла Ильчун, кто Вы?”, а на днях приехал в Казахстан, чтобы показать документальный фильм “Алла – восточная жемчужина Dior”.

Как уверен Берлин Иришев, разгадка тайн некогда известной манекенщицы – это его долг перед нацией и исторической Родиной.

– Я слышал о том, что одна из манекенщиц Кристиана Диора была казашкой по происхождению, но никаких доказательств и фактов у меня не было. И вот, представляете, через пару дней после того, как я получил французское гражданство, прогуливался по парку и наткнулся на уличный вернисаж, на котором вижу портрет роскошной красавицы с явно казахскими чертами лица. Как я мог на него наткнуться в центре Парижа? Не иначе как по воле аруахов, – рассказывает Берлин Иришев.

Загадочных совпадений потом было множество. Исследователю казалось, что духи то испытывают его желание докопаться до истины об Алле Ильчун, то помогают ему в поисках.

– Над тем, чтобы найти сведения о ней, работала большая команда Ассоциации казахстанцев во Франции, но все же основная работа легла на плечи четверых из нас. И, что примечательно, именно этой компанией мы нашли могилу Аллы. Нашли каким-то чудом, потому что это очень маленькая могилка, на которой указаны лишь ее имя и фамилия второго супруга ее матери, – рассказывает Берлин Иришев.

Буквально через день после того, как АКФ нашла могилу Аллы, Марк де ДЮЛЬМЕН в личной переписке с Гульнарой ЗАХАРОВОЙ, одной из создательниц фильма об Алле Ильчун, признался, что он сын известной манекенщицы. И это – после двух месяцев молчания!

Берлин Иришев для личного знакомства пригласил Марка де Дюльмена в ресторан, который, как потом выяснилось, смотрит на дом, в котором в первые годы после свадьбы жили родители Марка.

– В Париже сотни тысяч кафе и ресторанов, но мы почему-то выбрали именно этот. Марк, когда пришел, очень удивился, что мы не знали о важности этого места в жизни его семьи, – вспоминает Берлин Иришев.

Сведения об Алле Ильчун в домах моды Кристиана Диора и Ива Сен-Лорана пыталась выудить Карлыгаш АБИЕВА. Как признается женщина, модные дома долгое время отказывались от переговоров, отмахивались от предположений о том, что Алла – казашка.

– Но, когда наконец мы встретились с представителями дома “Диор”, они признались, что, глядя на меня, видят Аллу. Хотя у меня не такая тонкая талия, но, как уверяют французы, лицо очень похоже. А это просто наши казахские скулы, – рассказывает Карлыгаш.

Сейчас модный дом “Диор” официально признал, что муза великого кутюрье имеет казахские корни, а в музее модного дома “Ив Сен-Лоран” выставлены платья, в которых на закате своей модельной карьеры дефилировала Алла Ильчун, и те, которые были сшиты специально для нее Сен-Лораном.

Так кем же она была?

Как удалось выяснить Ассоциации казахстанцев во Франции, ее отец – потомок казахского бая по имени Жауанхан или Куанхан, он родился в конце XIX века, но Октябрьскую революцию застал в Харбине, где работал инженером на Китайской восточной железной дороге (КВЖД). Мать Аллы Ильчун – наследница обанкротившейся российской дворянской фамилии.

В семейном альбоме Марка де Дюльмена есть всего одна фотография деда: изображенный со спины мужчина, одетый в казахские бурак и малахай, держит за поводья черного жеребца.

Как предполагает Берлин Иришев, мать Аллы Тамара Михайловна сознательно уничтожила все фотографии первого мужа, так как опасалась преследования, ведь, согласно приказу НКВД от 1937 года, все члены семей работников КВЖД подлежали аресту как шпионы и антисоветчики. По обрывочным сведениям, переправив жену и маленькую дочь в 1935 году из Харбина в Париж, Жауанхан был или расстрелян, или отправлен в КарЛАГ.

В Париже эмигранткам тоже пришлось несладко: война, оккупация и постоянный голод – всё это пришлось пережить Алле и ее матери. Прежде чем попасть в модельный бизнес, Алла Ильчун работала официанткой и посудомойщицей, чуть позже – гастролировала вместе с передвижной труппой артистов, ее мать пела в кабаре.

Истина – в вине

– Алла не собиралась быть моделью, она пошла на кастинг к Диору с подругой – Надин Любофф. Но Кристиан Диор на блондинку Надин не обратил никакого внимания. А вот вторую девушку своим ассистентам поручил переодеть, причесать и вывести в зал. Как мне рассказывала Алла, ее встретил мужчина в белом халате, которого она приняла за какого-то прораба, и поэтому совершенно не понимала, куда ее берет этот строитель, – вспоминает в фильме историк моды Александр ВАСИЛЬЕВ.

Именно ему, кстати, Ильчун первому рассказала о том, что ее отец – уроженец города Верного и сын казахского бая. Это было уже в 80-х годах, когда Александр Васильев работал костюмером на французской киностудии. В доме Аллы часто собирались представители парижской творческой интеллигенции и выходцы из СССР.

Как вспоминает Александр Васильев, в то время она была замужем за советским фотографом Игорем Мухиным, причем тот постоянно ей изменял, а Алла часто испытывала нужду в деньгах.

– Тем не менее это все еще была очень красивая женщина с потрясающим чувством юмора, – вспоминает Александр Васильев. По следам одной картины, или Казахская муза Кристиана Диора

Даже по меркам 50-х годов прошлого века фигура Ильчун считалась миниатюрной: в 1947 году, когда она пришла в дом "Диор", ее талия была 47 сантиметров. В конце 60-х, когда решила уйти с подиума, – 49 сантиметров.

– Я спросил ее: “Алла, а что вы ели?” Она ответила: “Я ничего не ела, я пила. Пила шампанское, в нем – все витамины!” Я запомнил этот ответ на всю жизнь, – рассказывает Александр Васильев.

Страсти казахской манекенщицы

Личную жизнь Аллы Ильчун сложно назвать простой. Вокруг нее всегда витали какие-то слухи о романах. Пресса говорила о том, что она была обручена с пресс-атташе Русского балета в Нью-Йорке, что была влюблена в военного фотографа Роберта Капу. Но ее первым мужем стал другой фотограф – поляк знатного происхождения Майк де Дюльмен. Он не только подарил ей титул графини, но и единственного сына – Марка.

Брак распался через пару лет, отношения Аллы с сыном тоже сложно назвать идеальными. Через пять месяцев после родов она уже снова ходила по подиуму, много путешествовала. Марка воспитывала бабушка Тамара Михайловна.

Марк де Дюльмен
Марк де Дюльмен

Но, как вспоминает Марк де Дюльмен, самые сложные времена настали, когда его мать вышла замуж во второй раз за Игоря Мухина.

Что именно произошло между матерью и сыном, Марк не рассказывает, но признается, что они с Аллой мало общались вплоть до ее смерти.

И именно поэтому он не спешил к казахстанским исследователям подтверждать свою личность.

Умерла Алла Ильчун в 1989 году от сердечного приступа. Ей было всего 63 года.

Азия в моде

Вклад Аллы Ильчун в мировую моду сложно переоценить. Она была музой сразу двух великих кутюрье: Кристиан Диор называл ее своим талисманом и доверял показывать самые лучшие наряды, а Ив Сен-Лоран создавал целые коллекции, вдохновленный необычной внешностью Аллы Ильчун. В середине 50-х годов она была самой часто дефилирующей манекенщицей. И это при том, что Алла стала первой моделью с азиатскими чертами лица, попавшей на мировой и европейский подиумы.

Потом Ив Сен-Лоран создаст свою восточную коллекцию, введет моду на Азию, которую подхватят и другие модельеры. Но в 50-х годах была только Алла.

И именно в стремлении воссоздать необычный разрез ее глаз европейские модницы стали рисовать вытянутые к вискам стрелки.

Но какое значение для казахстанской истории имеет имя Аллы Ильчун? На закрытом премьерном показе фильма о ней – тесно. Сотни столичных жителей пришли в небольшой частный зал, чтобы посмотреть историю о женщине, пусть и жившей в далеком Париже, но с точно такими же скулами, с тем же необычным разрезом глаз.

– Во Франции очень строгие законы об авторском праве. Каждую фотографию, каждый кадр кинохроники мы выкупали за достаточно серьезные деньги и с обещанием нигде, кроме нашего фильма, их не использовать. Но все найденные материалы мы приобрести все равно не смогли, потому что некоторые фото были чересчур дорогими, – рассказывает Берлин Иришев.

В планах на будущее у Ассоциации казахстанцев во Франции – отыскать больше сведений об отце Аллы Ильчун. Но казахстанские зрители просят АКФ снять художественный фильм о самой женщине, больше рассказать о ее личной жизни, о мужчинах. Берлин Иришев пообещал подумать и о продолжении этой истории.

Нур-Султан