«Шацкому я лично предлагал новый контракт» - новый директор ФК «Шахтер» - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Шацкому я лично предлагал новый контракт» - новый директор ФК «Шахтер»

«Шацкому я лично предлагал новый контракт» - новый директор ФК «Шахтер»

Ерлан Уразаев о проблемах «Шахтера», возвращении в футбол и африканском акценте.

  • 14 Февраля 2020
  • 7765
Фото - Caravan.kz

В конце ноября сменилось руководство в «Шахтере» — одном из двух клубов Казахстана, никогда не покидавших сильнейший дивизион с момента проведения первого чемпионата страны. И директором «горняков» был назначен бывший футболист, что нынче большая редкость. Но с небольшой оговоркой: Ерлан Уразаев был звездой в конце 90-х и начале 2000-х, выделялся среди сверстников, считался перспективным и даже забивал на молодежном чемпионате мира, но вынужден был закончить карьеру в 2005-м из-за травмы, а после в футболе никогда не работал.

Зато сделал весьма интересную карьеру в других секторах: трудился в департаменте юстиции, руководил большими проектами в нацкомпаниях. Но все эти 15 лет мечтал вернуться в футбол. Пусть даже и не на поле.

После своего назначения Уразаев не дал ни одного интервью, за исключением небольшого комментария на местном ТВ через пару дней после представления. И все это время хранил молчание, несмотря на огромный шквал критики, который обрушивается на только принявшегося за работу менеджера. Претензий и вопросов к нему много, начиная от ухода из команды ведущих футболистов и тренеров и заканчивая комплектацией новой дружины. Мы прочитали много публикаций на эту тему, собрали в кучу главные претензии и вопросы, чтобы задать их директору «Шахтера». Тем более что он как раз по делам оказался в столице.

— Ерлан, вы уже более двух месяцев руководите «Шахтером» и только сейчас согласились на интервью. Почему?

— Во-первых, все это время я разбирался с текущими вопросами, вникал в дела, решал самые первостепенные задачи. И, если честно, сказать мне особо было нечего. Во-вторых, я не хотел тот формат интервью, который изначально предлагали вы, – по телефону. Мне комфортнее, когда беседуешь с глазу на глаз. В-третьих, сейчас – ближе к началу сезона – уже неприлично молчать, я должен как-то успокоить болельщиков «Шахтера», дать понять, что мы их прекрасно слышим, понимаем. Поэтому обещаю, что на все ваши вопросы будут ответы развернутые и честные. Вы сказали, что собрали претензии из Интернета. Давайте начнем с главной.

— Давайте! «Зачем нужно было разваливать сильную команду, которая была в прошлом году?» — вот главная претензия.

— Какую команду мы «развалили»? Сильную? Вообще сам термин «развалили» совершенно неверный. Мы ее перестраиваем. Насчет сильной… Назовите мне место «Шахтера» в турнирной таблице по итогам прошлого года. Правильно, девятое. Де-вя-то-е. Ниже – десятое, которое борется в стыковых матчах с третьим клубом первой лиги. А еще ниже те, кто вылетел. Поправьте меня, если я что-то путаю.

— Хорошо, тогда почему вы не удержали в команде лидеров и местных любимцев?

— Потому что у нас не было главного тренера до Нового года. Когда я играл в футбол, то комплектацией команды всегда занимался главный тренер, а если руководитель кого-то подписывал без его ведома и согласия, то это считалось вредительством. С последним, по-моему, ничего не изменилось и сейчас. Нельзя заключать контракт с игроком без согласия главного тренера. Мы же определились с наставником лишь в конце декабря и представили его в начале января. После этого началась работа по комплектации команды на следующий сезон.

Давайте про тех, кто ушел. Я тоже читаю прессу, понимаю, чей уход больше всего обеспокоил наших болельщиков – местных воспитанников Игоря Шацкого и Оралхана Омиртаева. По Оралхану все было очень просто: мы предложили ему продлить контракт, он честно признался, что хочет психологически перезагрузиться, испытать себя по-новому и что, возможно, для этого ему необходимо сменить обстановку. Это нормальное явление. На него был спрос. Мы не хотели отпускать его без компенсации, в «Тоболе» были готовы за него заплатить. В итоге мы заработали денег, пусть и не огромных.

— Сколько, если не секрет?

— Я бы из этого секрета делать не стал, будь это лишь моя тайна. Но в сделке участвовал еще и «Тобол», и я не могу называть сумму без их согласия. Но скажу, что нам заплатили ровно столько, сколько было прописано в его контракте в качестве отступных. Все было предельно стандартно и солидно. Главное, чтобы от этой сделки выиграл сам Оралхан. Все-таки он карагандинец, воспитанник клуба. И мы ему желаем только удачи. Он знает, что всегда может вернуться домой.

— А как же тогда вы отпустили капитана команды и местного любимца Игоря Шацкого?

— Это самый больной вопрос для меня. Игорь и сам прекрасно знает всю ситуацию. Переживает сильно и не очень хочет, чтобы из-за этого поднимался шум. Он очень солидный и порядочный парень. Произвел на меня прекрасное впечатление. И вот с ним я как раз был готов продлить контракт, несмотря на отсутствие тренера. Вокруг таких, как Игорь, можно строить коллектив.

— Так чего же не продлили?

— Мы уже обо всем договорились. Оставалось только подготовить бумаги и поставить подписи. Но затем он позвонил мне и сказал, что не останется, что уйдет в «Тобол». Как я понимаю, главной причиной для принятия такого решения стал уход тренера вратарей Валерия Ситало. Игорю было очень комфортно работать с ним. Финансовый вопрос был для него далеко не решающим.

— Почему же тогда не удержали Ситало?

— Исключительно финансовый момент. Скажем так, я предложил ему пересмотреть условия контракта, его это не устроило. Я его понимаю, у него были очень достойные условия, тут пришел директор и предложил добровольно отказаться от этих условий, согласиться на понижение. Но и он должен был меня понять: команда заняла 9-е место, мы провели аудит, нам нужно было оптимизировать расходы. Полагаю, что в Казахстане вообще мало у кого из тренеров вратарей есть такие условия, как у Ситало. Поймите правильно, это не критика в адрес специалиста, нет ничего плохого в желании хорошо зарабатывать. Но таковы были условия клуба. Он их не принял. Но именно это послужило катализатором причины отказа Шацкого оставаться в команде.

— Вы вообще увеличили условия хоть кому-то из прошлогоднего состава?

— Только молодому полузащитнику Жан-Али Пайрузу. Во-первых, он себя очень хорошо проявил. Во-вторых, у него были весьма скромные условия, и мы лишь исправили этот момент. Он игрок основного состава, должен зарабатывать больше дублеров.

— Вам не кажется, что назначение Вячеслава Грозного ваши болельщики восприняли с опасением?

— Думаю, что любого нового тренера они встретили бы с настороженностью. Вячеслав Викторович не нуждается в представлении, за него говорят и его предыдущие места работы. Он всегда тренировал сильные команды. Да и в Казахстане его все прекрасно знают по «Тоболу» и «Иртышу». А самое главное – он прекрасно знает чемпионат Казахстана. Этот фактор, думаю, повлиял при выборе.

— Из ваших слов следует, что комплектация команды – полностью зона ответственности тренера?

— Я знаю, что в большинстве европейских клубов тренер лишь дает согласие на приезд того или иного футболиста. У нас все немного по-иному. И я объясню почему: моя работа заключается не только в спортивной части. Финансовый порядок, сертификация, контракты, инфраструктура, работа со спонсорами, взаимодействие с Федерацией футбола Казахстана – все это и еще многое другое требует большого внимания и концентрации. Мне нужно было вникать во многие вопросы, разбираться в тонкостях и деталях, поэтому мы с вами сейчас мерзнем в холодном городе, а наша команда в теплой Турции работает (смеется). Если я еще начну лезть в трансферы, то попросту что-то будет уходить на второй план, и от этого пострадает дело. У нас есть спортивный директор Андрей Финонченко, есть главный тренер, и подбор футболистов лежит на них. Я лишь принимаю финальное решение, основанное на их докладах, вношу какие-то коррективы.

— Вы в курсе, что Грозный подписал сразу четырех футболистов одного агента – Дмитрия Селюка? И прямо скажем, что репутация у него неоднозначная. Ни один его футболист не стал в Казахстане суперзвездой.

— Будем надеяться, что нам повезет (смеется). А если серьезно, то этих игроков главный тренер посчитал перспективными и качественными. Да, меня смутили некоторые моменты в их карьерах, я стал по своим каналам наводить справки, отзывы по ним были положительные. Естественно, мы тоже «подстраховались» со своей стороны.

— Это как?

— Во-первых, зарплаты у этих исполнителей невысокие. Ниже, чем у многих казахстанцев. Во-вторых, контракты составлены таким образом, что если до конца первого круга они нас не убедят в своей квалификации и необходимости, то мы сможем легко с ними расстаться. Что касается агентов, то я вообще редко слышал, чтобы у кого-то из них была кристально чистая репутация. Я с ними стараюсь контактировать по минимуму, лишь в моменты обсуждения условий контрактов.

— Иван Пешич, Доньет Шкодра, Марат Шахметов, Реджинальдо – они ведь тоже весьма неплохо себя проявили в прошлом сезоне. Почему вы никого не попытались из них удержать?

— Ответ тот же: это в компетенции главного тренера. Он посчитал, что ему на эти позиции нужны игроки иного плана. Лично мне, конечно же, хотелось сохранить того же Шкодру или Пешича. Но нельзя свои личные предпочтения ставить выше интересов клуба, команды. Конечно, я активно интересовался у Вячеслава Викторовича, задавал свои вопросы, почему и как он принимает такие решения, на чем основывается. Он каждый раз приводил мне свои взвешенные аргументы. Кстати, Пешич находился у нас в аренде, и мы хотели сохранить его, тренер тоже был заинтересован в нем. Однако он сам пожелал выбрать «Кайсар», финансово нам тяжело с ними тягаться.

Про уход Реджинальдо вот хотел рассказать: там была сложная ситуация, были кое-какие споры. Он должен был ехать к нам, клуб купил ему билеты. Однако он тоже уехал в «Кайсар». Но мы сотрудничаем с юридической компанией «SILA», с их помощью все завершилось весьма выгодно для клуба. Повторюсь: моя задача – обеспечить клуб и команду всем необходимым. Обеспечить хорошие условия для работы. Выбор игроков – задача спортивного директора и тренера.

— Хорошо, давайте от текущих дел и проблем перейдем к более глобальным вещам. На что будет претендовать «Шахтер» в этом году?

— О своих турнирных задачах мы заявим непосредственно перед началом сезона. Пока же могу лишь сказать, что основная задача – построить сильную команду, в таблице подняться выше того места, на котором закончили прошлый сезон. Могу точно сказать, что в этом году мы продолжим работу по привлечению спонсоров. Лишь хотим попробовать выйти на иные масштабы. Поймите правильно: никто не собирается ломать и рушить все то, что делали предыдущие менеджеры. Я с большой симпатией отношусь к Алибеку Урузгалиеву, а Мурата Тлешева я и вовсе знаю с детства. Мы однозначно продолжим выбранную ими линию по развитию собственной молодежи. Это, как мне кажется, самое правильное направление для всего казахстанского футбола. Но, естественно, никого искусственно в состав вводить не будем, каждый свое место должен выиграть лишь в честной и конкурентной борьбе.

К сожалению, у нас в этом году вновь не удается избежать проблем с собственным стадионом. И первый круг нам вновь придется играть в другом городе. Да еще и не в столице, где «Астана Арена» тоже закрывается на ремонт. Из всех возможных вариантов наиболее приемлемым по всем параметрам оказался Шымкент, поэтому до июня будем базироваться там. Но на сей раз эта проблема должна решиться раз и надолго, поскольку будет постелен современный искусственный газон с подогревом на нашем стадионе. Это стоит того, чтобы еще чуть-чуть потерпеть. Зато потом будем играть только дома.

— У «Шахтера» большая болельщицкая база, клуб играет в футбольном городе, где всегда были славные традиции и сильная команда. Когда им ждать возвращения своих любимцев в лидеры отечественного футбола?

— Очень хотелось бы, чтобы уже в этом году все их чаяния были исполнены. Но нужно быть реалистами: каждый комплектует команду и ставит задачи, отталкиваясь от своего бюджета. Мы далеко не самый богатый клуб. Да, порой случаются сюрпризы, и бедные, бывает, удивляют, оставляют за спиной богатых. Но это редкость. Это не значит, что мы сейчас будем охать и сетовать на более тонкий кошелек. Денег у нас меньше, чем у фаворитов – «Астаны», «Кайрата», «Ордабасы», «Тобола», «Кайсара» и «Жетысу». Значит, надо их искать и находить, чтобы хватало для решения задач. Хотя «не хватает» — неправильное выражение. На все необходимое нам хватает. Для большего будем активно работать над привлечением спонсоров. Постараемся быть интересными для них. У нас есть определенные планы, есть профессионалы, способные на это. Так что будем работать. Под лежачий камень вода не бежит, сами знаете.

— Думаете, что это реально?

— А почему нет? Нам же удалось подписать контракт на взаимовыгодных условиях с компанией «Adidas». Они будут нашим техническим партнером. За счет этого контракта мы на безвозмездной основе получим 400 мячей, 300 манишек и 80 полных комплектов экипировки. Три года дети из футбольного центра не получали новой экипировки, а теперь они будут одеты и обуты в то же, что и основная команда.

И, естественно, мы не намерены довольствоваться малым. Есть планы и наметки, и даже если нам удастся реализовать хотя бы часть из них, то уже будет неплохо.