Мы познакомились с Досжаном в 2014 году, говорили тогда о главной роли в его жизни – роли Спартака в одноименном балете Арама Хачатуряна. Он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой ее исполнитель. А сегодня Табылды – один из самых признанных мастеров балета в Казахстане, лауреат и дипломант множества конкурсов. Успел потанцевать в Сеуле и Париже. Но в апреле 2017 года вдруг покинул сцену и создал в Алматы собственную школу танца.
Дисциплина и труд
– Досжан, не так давно в США признали труд танцовщика одной из самых тяжелых профессий в мире. Даже самой тяжелой. Это так?
– Да, это правда. Но это и самый красивый труд. Как говорили философы, мыслители: артисты балета, танцовщики – это атлеты от бога. Наша профессия связана не только с тяжелым трудом, но и той божественной красотой, которая дарится с помощью движения, с помощью посыла. То есть через тело говорит душа. И это всегда возвращает человека к истокам, истине, необъятному чувству любви, к той теплой энергии, состоянию именно божественному, которое присутствует в каждом человеке, важно только его пробудить. Балет – это гармония, которая рождается через движение тела и посылается во внешний мир. Я думаю, это самое важное – чтобы каждый человек не забывал про внутреннюю культуру и про свое внутреннее божественное “я”.
– А все же, почему тяжелый труд?
– Балет – физически сложный вид искусства, потому что человек изначально является существом очень ленивым и нужно суметь обуздать своего зверя. Репетиции по 8 часов в день, спектакли по 3 часа. Это очень тяжело. За одно выступление солист теряет до 2 килограммов веса. Но имеется и плюс. Каждый выход на сцену – такой выброс адреналина, что ни с чем не сравнить. Наша работа включает в себя как переживания, так и ответственность перед своим зрителем. И поэтому необходимо работать над собой постоянно, развиваться как личность. С этим не сравнится никакая другая профессия. Насколько сложно, настолько и прекрасно.
– Как вам удалось заставить себя начинать день со станка в репетиционном зале? Как 8–10-летним детям, поступающим в хореографическое училище, приучить себя к ежедневному труду, дисциплине?
– Это все благодаря нашим наставникам, например, Ольге Борисовне Шубладзе, моему первому педагогу! Они научили нас многому. С 10 лет у нас в порядке вещей было: с утра – тренинг, весь день репетиции плюс общеобразовательные предметы. Естественно, мы приходили домой в шесть-восемь часов вечера и просто валились с ног. Нагрузка с каждым годом увеличивалась.
Такой график сохраняется и в театре, куда ты попадаешь после окончания училища. Булат АЮХАНОВ: Я рос безотцовщиной
Для артиста балета, профессионала нельзя представить утро без тренинга. Каждое движение, каждое па – это всё записано, всё по канонам классического танца.
Понимаете, если сегодняшний мир скоротечен и подвержен влиянию моды, то балет держится на классике. Нет такого, чтобы сегодня работала одна рука, а завтра вторая. У нас всё в комплексе, всегда в гармонии души и тела. Работает каждая клеточка твоего организма.
С кличем “Аруах!”
– В казахстанском балете каждый год появляются новые имена. Если раньше мы знали только Рамазана Бапова и Булата Аюханова, то сейчас блистают Сержан Кауков, Дмитрий Сушков, Жандос Аубакиров, Бахтияр Адамжан и многие другие. Если раньше в этом списке были только мужчины, то сейчас появилась целая поросль танцовщиц. С чем это связано?
– Я думаю, это естественно, с учетом того, что наше хореографическое училище им. Селезнёва имеет прекрасных педагогов. Хочу отметить: многие его выпускники танцуют сегодня не только в Казахстане, но и за рубежом. Рамазан Саликович Бапов и Булат Газизович Аюханов – уникальные легендарные личности, которые сыграли огромную роль в становлении казахстанского балета. Они – лидеры, за которыми захотели идти другие.
Действительно, у нас сейчас выросла настоящая плеяда мощных молодых танцовщиков. И вполне объяснимо, почему в Казахстане развивался именно мужской танец. Я думаю, все зависит от среды обитания, это – воспитание.
Педагоги нас учили помнить, что, когда мужчина выходит на сцену, должна проявляться мужская энергетика, нас воспитывали как бойцов.
Или, если хотите, как барсов, степных волков. К слову, это генетически у нас заложено в крови, в сердце. То есть такая мощь батыров.
– Вы хотите сказать, что наш балет неразрывно связан с корнями, казахской землей, народом?
– Именно так. Нам подвластны все партии в балете, особенно героические, и это чувствуется. И на сегодня меня радует то, какой посыл для развития есть у молодых артистов балета. Подобных возможностей раньше не было: когда мы выезжали на Запад, нас никто не знал, ты один, вокруг тысячи людей, а тебе нужно выйти и за минуту показать, кем ты являешься. Но я всегда чувствовал за собой эту силу родной земли и ответственность перед родиной, всегда выходил на сцену с кличем “Аруах!” – невероятные ощущения!
Спартакиада
– Досжан, вы были в свое время одним из самых молодых танцовщиков мира, кому предложили исполнить партию Спартака. Один из самых выдающихся хореографов XX века Юрий Григорович, насколько я знаю, был очень доволен вами.
– Спасибо большое! Да, это все – правда. Мне было лет 10, и я помню уроки в маленьком 7-м зале в хореографическом училище. Ольга Борисовна мне еще тогда сказала: “Вот ты будешь Спартаком!”. Понимаете, интересно, как это все складывалось. На меня педагоги всегда смотрели, как на Спартака, другому, например, говорили: “Ты будешь Крассом”. А мне постоянно твердили про Спартака и сравнивали с Рамазаном Саликовичем Баповым.
В 20 лет, будучи солистом ГАТОБа, я приехал с Московского международного конкурса, где председательствовал в жюри Юрий Григорович, и был вторым казахстанцем, победившим на нем.
И услышал о том, что буду исполнять роль Спартака. Что осуществилось в 2005 году в спектакле, поставленном Зауром Райбаевым.
Позже, уже в 2014 году, в Астану приехал сам Юрий Григорович. Конечно, он решил поставить “Спартака” на столичной сцене. В его спектакле участвовали два состава артистов. В одном танцевал я, а во втором роль Спартака исполнял Бахтияр Адамжан, у которого сейчас все хорошо идет и за которого я всегда рад. Так что могу сказать, что участвовал в двух постановках “Спартака”.
АЛМАТЫ