Текстильщики надеются, что чиновники найдут возможность поддержать отрасль. И сейчас предпринимаются активные действия по реанимации двух местных простаивающих предприятий. В связи с этим в правительстве рассматривается вопрос расширения специальной экономической зоны.
Задачи отечественного легпрома специалисты условно делят на два направления – стратегическое и тактическое. Чтобы развивать отрасль и занимать рынок, надо не только закупать оборудование (желательно новейшее), осваивать технологии (опять же передовые), готовить профессиональные кадры и выпускать качественную продукцию. А необходимо еще и заниматься сырьем, учитывать энергозатраты, соответствовать налоговой политике и многое, многое другое. И если некоторые из факторов вполне решаются инвестициями, попросту – вкладыванием средств, то другие обстоятельства от предпринимателя, увы, не зависят. А именно они и становятся решающими.
В стратегии только конкуренты
– На сегодняшний день в Казахстане только четыре предприятия по производству текстиля – это фабрики группы "Азала" и ТОО "ПТК Альянс". Мы вложили немалые средства, приобрели самое современное оборудование, стабильно работаем и готовы работать еще больше. Но, к сожалению, ситуация пока складывается далеко не в нашу пользу, – говорит Берик КАДЫРАЛИЕВ, управляющий директор группы компаний "AZALA".
Главная проблема отрасли – это наличие такого гигантского конкурента, как Узбекистан. У наших южных соседей рост легкой, текстильной промышленности действительно поставлен в разряд государственных задач. И сейчас они уже перешли к демпинговой политике. То есть снижают цены на свое сырье, подсаживают на узбекский текстиль все швейные предприятия России, Беларуси, других стран СНГ.
– Демпинг становится возможным потому, что в Узбекистане принят целый ряд комплексных государственных программ. – поясняет Берик Кадыралиев. – Так, консорциум "Узпахтасаноат", являющийся владельцем всего производимого хлопка-волокна в стране, согласно постановлению кабинета министров РУз, принятого в феврале 2018 г., реализует его местным товаропроизводителям с целым рядом льгот. Тут и 15-процентная компенсация стоимости сырья, и дисконт в 10–12 процентов по условиям отгрузки "CFR", и 15–35-процентная предоплата с проведением окончательных расчетов в течение 90 дней.
Также в РУз принята нулевая таможенная пошлина на все импортируемые материалы и комплектующие для текстильной промышленности. Помимо этого, затраты на оплату труда персонала у инвестора в среднем на четверть ниже по сравнению с инвесторами, работающими в Казахстане. Все эти меры приводят к снижению стоимости конечной продукции примерно на 30 процентов.
Отметим, что казахстанские товаропроизводители вынуждены покупать хлопок-волокно по полной стоимости уже в сентябре на весь год вперед, привлекая оборотные средства под 14 процентов. Добавьте сюда еще затраты на энергоносители, которые в РК в разы выше, чем в РУз, отсутствие налоговых льгот и прочее. В результате наши предприятия буквально тонут в конкурентной борьбе с узбекистанским текстилем.
Тут уже не приходится говорить о захвате рынков СНГ. Нам бы в Казахстане удержаться.
И в тактике партнеров нет
Вторая проблема казахстанских текстильщиков – внутренний рынок. Здесь значительную роль играет госзаказ, который наши предприятия стремятся обеспечивать. Но, к сожалению, условия госзаказов остаются выгодны, скорее, иностранным производителям.
– Мы не раз обращались к нашим потенциальным заказчикам: информируйте нас хотя бы на полгода вперед – какие будут технические условия, какая продукция вам требуется, ее качества, объем и пр.? Мы найдем дополнительные средства, будем инвестировать в создание новых производств, закуп технологического оборудования. Всё сделаем, чтобы выпустить тот товар, который будет востребован по госзаказу. Но сейчас мы нередко имеем прямо противоположную ситуацию – даже те условия, которые раньше предъявлялись заказчиком, в последний момент, уже перед госприемкой, вдруг меняются, – говорит Берик Кадыралиев.
На "AZALA Textile" стопроцентно используется только хлопок, выращенный в Казахстане, – в Жетысайском, Махтааральском, Шардаринском районах Туркестанской области. Природно-климатические условия региона позволяют выращивать сырье пяти типов, аналогичное узбекским сортам "Султан", "Юлдыз", "4727" (хлопок средней штапельной длины). Оно идет на производство махровой, хлопчатобумажной и смесовой ткани. Валовый объем казахстанского (в среднем) хлопка-сырца составляет 180–210 тысяч тонн в год. После первичной переработки выходит до 70 тысяч тонн хлопка-волокна.
– На данный момент в республике перерабатывается всего 13 тыяч тонн хлопкового волокна. Остальное, порядка 57 тысяч тонн, экспортируется в виде сырья. По Ливерпульской бирже наш хлопок котируется наравне с узбекским, – говорит директор группы компаний "AZALA". – Замечу, что, по нашим подсчетам, при 100-процентной переработке выращиваемого в Казахстане хлопка в перспективе дополнительно привлекается свыше 300 миллионов долларов США в инвестиции в основной капитал, возможно создать свыше 10 тысяч новых рабочих мест.