«Зачем мне баян?»
Уже на подходе к многоэтажке было слышно, как двор оглашали звуки распевки. Это голос Динары Султан “накрывал” площадь в сотни квадратных метров. Без микрофона. Кто бы что ни говорил, петь она действительно умеет…
Ее мама в свое время училась вокалу в Алма-Ате и затем уехала с молодым мужем в Гурьев, ныне Атырау, где стала востребованной певицей.
– Мама хорошо играла на гитаре и заставляла меня играть, – говорит Динара. – Я плакала: “Не хочу! Какая гитара, какой баян?! Я просто хочу петь!”. Не тут-то было. Если ты музыкант, должен владеть инструментом.
В 2002-м Султан собрала вещи и поехала поступать туда, где некогда учились и встретились ее родители – в Алматинский эстрадно-цирковой колледж. За девочку взялся Лаки Кесоглу – самый первый и, пожалуй, единственный казахстанский исполнитель, продавший миллион своих пластинок:
– Лаки Константинович безгранично верил в меня. Говорил: «Ты настоящая артистка и создана не для группы. Ты должна быть сольной исполнительницей».
Но путь на сцену лежал в том числе и через тернии.
– В студенческие годы приходилось петь в кабаках, – признается певица. – Один из них был на Алма-Ате-1. Зарабатываемых там денег фактически хватало лишь на то, чтобы доехать до ресторана на такси, а ночью добраться домой. Зато это был опыт: и профессиональный, и жизненный. Хлебнув тогда все прелести этой жизни, я на многое сейчас смотрю по-другому.
…Раздаются затейливые распевки Динары. За синтезатором – ее преподаватель по вокалу. Султан – без косметики, в потертых джинсах. Не каждый день увидишь певицу без звездного антуража. Динара сетует, что сегодня ей поется некомфортно:
– Чувствую, вот-вот заболею…
Однако, когда намереваешься самостоятельно покорять сцену, некогда болеть. Следующий наш пункт назначения – фитнес-клуб.
Сбежала в телевизор
Физическими упражнениями певица занимается регулярно. По дороге объясняет почему:
– Провожу в клубе часа по два. Мне нравится, что вместе с потом выходит весь негатив…
Динара наматывает километры на беговой дорожке. Через какое-то время подходит:
– Я в спортзале не бегаю. Только помногу хожу. Могу час просто шагать – и всё. Оказывается, только после тридцати минут ходьбы включаются нужные механизмы, и нагрузка идет впрок. Сейчас мне неудобно, что ты меня ждешь, потому сильно долго здесь не буду.
2006 год проверил Султан на прочность в разных смыслах – едва поступив в академию Жургенова, она попала в первое отечественное телевизионное талант-шоу SuperStar.kz и почувствовала, что значит быть известной.
– До этого в моей жизни ничего подобного не было, – Динара вновь вышла пообщаться после очередного подхода к тренажерам. – Пели себе с девчонками по свадьбам, а тут такое свалилось на голову. Поначалу на кастинги SuperStar я не ходила, ни на первый сезон, ни на второй. И вдруг однажды мы сидим на парах, подруги говорят: “Сегодня отбор на SuperStar.kz. Давай попробуем?”. У нас тогда было одно желание – сбежать с пар. В итоге прошли.
– Ты с интересом участвовала в проекте?
– Конечно! SuperStar кардинально поменял мою жизнь. Мы многое узнали: как работать, как подавать себя на сцене, что такое звездная болезнь… Ну сам посуди. Каждую субботу тебя снимают камеры, показывают по телевизору, появляется столько фанатов… Это было что-то вообще невообразимое! После SuperStar мы собрались в группу и четыре года проработали…
– Ты имеешь в виду China Town?
– Да, China Town и “Перцы”. Тогда мы все время проводили вместе – концерты, тусовки. Буквально друг без друга не могли.
Лечь на пол и ни о чем не думать
– Так и было, – подтверждает директор Динары Ерлан АЛИМОВ, экс-участник группы “Перцы”. Сейчас он по старой дружбе ведет все административные дела вышедшей в вольное плавание певицы. Пока она продолжает свои тренировки, мы общаемся с Ерланом.
С начала сольной карьеры Динара приняла участие во втором сезоне шоу “Екі жұлдыз”, стала призером “Славянского базара в Витебске”, взяла Гран-при международного конкурса Laagna Laul в Таллине. Выпустила сольный альбом “Ансағаным”, на котором поработала с ведущими хитмейкерами Казахстана, России и Украины…
…И опять в разговор вклинивается разгоряченная упражнениями Динара:
– Чтобы не мучить вас, йогу я сегодня пропущу. А, кстати, знаешь, почему я люблю ходить на нее? Из-за последней фазы – шавасаны (позы мертвеца). Это когда после всех упражнений можно просто лечь на пол, расслабиться и ни о чем не думать…
Пока она переодевалась, Ерлан комментировал:
– Не хотел при Динаре говорить, но я вижу, как она устает. Много работает, недосыпает…
– Много работает – понятно. А недосыпает почему?
– Ты же знаешь, у нее дочка растет. Поэтому отказываемся от разных предложений. Звали в программу “Шiркiн life”, где надо было прожить две недели в армейской казарме, в другие телепроекты…
Между Биланом и Маликовым
– После тренировок, знаете, как кушать хочется! – выбегает из раздевалки Динара. Едем в ресторан.
За столом разговоры – все больше деловые, певица с директором говорят о графике выступлений, о записи песен. Вдруг речь заходит о ее новом клипе на песню “Энергия любви”, он попал в хит-парад российского канала “Музыка Первого”. Тут уже влезаю с вопросами.
– Твоя песня на “Музыке Первого”?!
– Ну да! Меня саму эта новость очень обрадовала. Там не надо платить за ротацию клипов в отличие от казахстанских каналов. Если видео нравится, там готовы его показывать бесплатно.
– Поздравляю! И на каком ты уже месте?
– На четырнадцатом. Прямо между Димой Биланом и Димой Маликовым. Очень хочется, чтобы мои фанаты активней голосовали за этот клип на сайте канала.
Что нас делает сильнее
– Вот ты выступаешь на конкурсах. Что это тебе дает?
– Пока я молодая, нужно побывать в разных местах. Хочу испытывать себя. Причем даже не обязательно занимать призовые места. Главное – опыт, новые знакомства. Что в Беларуси, что в Эстонии я встретила столько талантливых ребят, у которых было чему поучиться.
– Взять твою танцевальную песню “Энергия любви” или “Сен” – блюз на казахском языке. Не боишься, что такие вещи не пойдут в нашем очень специфичном шоубизе?
– Конечно, есть страхи. Но я придерживаюсь принципа: то, что нас не убивает, делает сильнее.
– Ты сейчас в свободном плавании. Не думала найти себе грамотного музыкального продюсера, который бы взялся за тебя и гарантированно привел к успеху?
– Если честно, я не готова работать с продюсером. Тем более с Ерланом мы сами способны решить разные вопросы – и организационные, и музыкальные. Но если, конечно, откуда-нибудь из Москвы приедет крутой продюсер, вроде Меладзе или Фадеева, со словами: “Давай работать вместе!”… Я конечно же… Договоримся, в общем.
– Но ведь названные тобой российские продюсеры регулярно проводят кастинги, им нужны свежие лица, голоса.
– Не думала об этом. Сейчас моя цель – стать у себя на родине кем-то, чтобы, возможно, потом “туда” спокойно ехать.