5 января – Пост 10 Тевета 5772 года. Соблюдается в память об осаде Иерусалима, в ходе которой был разрушен Иерусалимский храм.
8 февраля – праздник Ту Бишват. В этот день празднуется новый год деревьев.
Существует предание, по которому Ту Бишват приходится именно на 15-й день месяца шват. Когда деревья увидели, что Всевышний дал людям Новый год, у них возникло чувство зависти, и они стали просить, чтобы им тоже установили праздник Нового года. А в месяц шват идут обильные дожди, которые очень полезны для всего зеленого. Именно поэтому этот месяц был выбран для деревьев. Но первый день любого месяца – это уже праздник, и, чтобы выделить деревья и наградить этот месяц еще одним праздником, выбрали 15-е число. В Ту Бишват принято кушать плоды семи фруктов и злаков, упомянутых в Торе.
7 марта – пост Эстер. В память о событиях праздника Пурим.
8 марта – Пурим. В этот день 2500 лет назад евреи, жившие в Персии, были спасены от полного уничтожения. “Пур” в переводе на русский – “жребий”. Это самый радостный еврейский праздник. Пурим – не религиозный праздник, в Торе о нем нет ни слова. В этот день и взрослые, и дети должны дурачиться, шутить и смеяться. Пурим начинается с поста и продолжается молитвами, евреи анализируют свою жизнь, раскаиваются в проступках. В этот день не принято заниматься повседневной работой, поскольку не получит это дело благословения. Главная церемония Пурима – чтение свитка Эстер, некогда спасшей евреев от гибели. Но чтение не похоже на обычную службу, скорее это карнавал: дети обряжаются в костюмы, маски и запасаются трещотками. Когда чтец произносит имя Амана, врага, пожелавшего истребить всех евреев, они начинают шуметь, топать ногами, заглушая ненавистное имя. И еще в этот день нужно подавать милостыню всем, кто только протянет руку.
3 апреля – день рождения Любавичского ребе – главы современного поколения евреев.
7–14 апреля – Песах*. Великий праздник исторического исхода евреев из Египта. Царь праздников. В ночь с 14-го на 15-е нисана 2448 года от Сотворения мира по еврейскому летосчислению (1312 год до н. э.) евреи в спешке покидали Египет, где прожили 400 лет. Они так торопились, что хлеб пришлось печь из нескисшего теста. С этим связан один из наиболее известных пасхальных обычаев – семь дней есть мацу. Маца – символ свободы и напоминание о том, что евреи когда-то были рабами.
10 мая – Лаг-Баомер. День прославления мудреца рабби Шимона бар Йохая, автора важнейшей каббалистической книги “Зоар”.
“Омер” в переводе означает “сноп”. Этот праздник не считается главным, но пользуется большой популярностью в народе. В этот день евреи вспоминают своих героев и наставников. В этот день нет занятий в школах, семьи выезжают за город, отдыхают. Главный атрибут праздника – костры. В Лаг-Баомер принято стричь мальчиков, которые не стриглись с самого рождения до трех лет.
27–28 мая – Шавуот. Самый короткий из трех главных праздников евреев. Он длится всего день в Израиле и два дня – в диаспоре.
Старинное предание гласит, что в ночь Шавуот небеса раскрываются и все молитвы достигают Бога. Поэтому евреи стараются продлить праздник как можно дольше и всю ночь не спят, читая свитки Торы. В Шавуот принято есть мед и молочные продукты, так как Тора для евреев так же сладка и приятна, как мед и молоко.
23 июня – день памяти Любавичского ребе.
8 июля – пост 17 Тамуза. В этот день в Иерусалимском храме были прекращены жертвоприношения Единому Богу. Начинаются три недели траура.
29 июля – пост 9 Ава. В этот день Иерусалимский храм был разрушен.
2–3 июля – праздник освобождения 6-го Любавичского ребе.
8 августа – день памяти отца Любавичского ребе, праведника, раввина Леви-Ицхака Шнеерсона, похороненного в Алматы. День рождения Алматинской синагоги, носящей его имя.
17–18 сентября – Рош-а-шана*. Это еврейский Новый год. В канун Нового года евреи говорят друг другу: “Пусть вам будет записано только хорошее”. По поверью, на небесах есть Книга жизни, в ней записаны имена всех живущих на земле. В дни Рош-а-шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в новом году каждого из людей. Но у праздника есть и другое значение – это день суда. Поэтому нужно глубоко осознавать свои поступки и раскаиваться, если среди них были нехорошие. В первый день Нового года принято трубить в рог, есть гранат, рыбью или баранью голову. Евреи верят, что в гранате ровно 613 зернышек, столько, сколько заповедей в Торе. А головы – чтобы быть головой, а не хвостом.
26 сентября – Йом-Кипур* – День искупления. Перед наступлением Йом-Кипура евреи должны отдать все долги и попросить прощения у всех, кому могли причинить зло, простить других. А сам праздник нужно полностью посвятить служению Богу – соблюдению обычаев Судного дня. В Йом-Кипур нужно молиться о прощении грехов своих и всего еврейского народа. Принято одеваться во все белое, символ чистоты. Это самый святой день в году, нужно держать суточный пост.
1–7 октября – Суккот*. Праздник шалашей, напоминающий о скитаниях еврейского народа после исхода из Египта. Суккот отражает радость еврея-земледельца, когда он пожинает плоды своих трудов. В этот день все читают молитвы, благодарят Всевышнего за урожай и обращаются с просьбами посылать дожди. Название праздника происходит от слова “сукка” – “шалаш”, временное жилище, в котором живут все семь дней праздника, спят, едят и изучают Тору.
8–9 октября – Симхат-Тора*. Праздник радости Торы. Центральное место в празднике занимает чтение Торы, в котором принимают участие все, начиная со старцев и заканчивая малышами. Как только чтение заканчивается, Тору начинают читать заново. Само Пятикнижие украшают серебряными колокольчиками, цветами, вышитыми платками.
9–16 декабря – Ханука. Это слово означает “обновление” или “новоселье”. Праздник свободы вероисповедания. Это праздник огней, света, радости. Ханука – это память о чуде с кувшинчиком масла. Самый важный ритуал – зажигание ханукальных свечей. Детей одаривают подарками, деньгами и угощают сладостями.
* В эти дни запрещено выполнять какую бы то ни было работу.
Календарь составлен по данным Еврейского центра Казахстана Хабад Любавич