– Сегодня Казахстан испытывает дефицит мясной продукции. Почему? Потому что нет скота. Прежде всего у населения. Судите по ценам: в 2010 году килограмм говядины стоил около 800 тенге, сегодня такой же кусок стоит уже 1200–1500 тенге. Мы прогнозируем, что в течение 2012 года цена на говядину вырастет до 2000 тенге, – рассказал в интервью “Каравану” А. Абдукалимов.
По две коровы в одни руки?
Причина столь мрачных прогнозов – намерение Министерства сельского хозяйства развивать крупнотоварное мясное животноводство в ущерб содержанию скота на личных подворьях.
– Министерство неоднократно пыталось создать закон о личном подсобном хозяйстве. Однако проекты не уходили дальше Парламента. Роспуск Мажилиса приостановил этот процесс, но после выборов чиновники вновь будут продвигать свои предложения, – считает А. Абдукалимов.
Суть предложений проста: ограничить право крестьян на содержание большого количества скота, в частности крупного рогатого скота (КРС), в личном хозяйстве. Например, одна семья имеет право держать две коровы или корову и бычка. Если больше – то их владелец обязан зарегистрироваться как фермер с переходом в статус предпринимателя. То есть платить все налоги и сдавать отчеты.
Причин для таких жестких нововведений чиновники от Минсельхоза находят много. Тут и сокращение земли под выпас, и необходимость перехода к товарному животноводству, и беспородность скота.
– Но если такие нововведения будут, то сельчане совсем откажутся держать скот. Тогда мы встанем перед проблемой обеспечения продовольственной безопасности, не говоря уже о возможности экспорта мяса, – уверен А. Абдукалимов.
По данным Министерства сельского хозяйства, на 1 января 2011 года в Казахстане было 6,1 миллиона голов КРС. Средний рост численности скота за последние годы составил 2–3 процента. То есть сейчас в Казахстане содержится примерно 6,3 миллиона голов КРС. 80 процентов из них – в частных подворьях.
В промышленных масштабах выращиванием КРС в Казахстане занимается 800 хозяйств. У них находится всего 300 тысяч голов скота. Во всех фермерских хозяйствах чуть больше – 800 тысяч.
О чем могут сказать такие цифры? О том, что товарного производства мяса, если считать только говядину, в стране фактически нет.
Можно практически гарантированно утверждать, что весь скот в частных подворьях – это не племенной скот. Его держат ради получения молока и мяса, в основном для собственных нужд.
Хватит ли оставшегося миллиона голов, чтобы прокормить 16-миллионную страну? Нет. Значит, большую часть мяса мы вынуждены импортировать. Основные поставщики говядины в Казахстан – это Аргентина, Польша, Бразилия, Китай и Россия. Немного поставляет и Киргизия.
Годны лишь на убой
В 2009 году НУХ “КазАгро” разработал программу развития мясного животноводства. Согласно ей в ближайшие пять лет предстоит создать 60 откормочных площадок с общей мощностью 150 тысяч откормочных мест, 54 хозяйства-репродуктора по разведению и тиражированию племенного КРС мясного направления. Еще планируется создание сети фермерских хозяйств, специализирующихся на разведении мясного скота общей численностью более 300 тысяч маточного поголовья.
В 2011 году уже было создано 11 откормочных площадок в различных регионах страны. Для их наполнения были закуплены породистые телята. Но первый год работы показал, что в наших условиях заниматься товарным животноводством не так уж и просто.
Так, в 2010 году для племенного репродуктора ТОО Kazbeef в селе Мамай в Акмолинской области были закуплены телята ангусской и герефордской пород. Однако вскоре выяснилось, что только половина телят ангусской породы и 9 процентов герефордов соответствуют стандарту “элита”, то есть на самом деле могут стать основой для родительского стада. Остальные телята годятся лишь на убой.
Среднесуточный привес для телят ангусской породы составляет 728 граммов и 600 граммов – по герефордской породе. Это показатель на уровне привеса телят беспородного скота.
– Породистые животные не могут раскрыть своего потенциала из-за неполноценного питания,– считают эксперты Союза фермеров РК.
Это произошло из-за неподготовленности предприятия к приему скота, нехватки у него земли для выпаса и выращивания кормов. Примерно такая же ситуация складывается и на других откормочных площадках.
Будем реалистами
Между тем ресурсов для прокорма животных в Казахстане более чем достаточно. Площадь пастбищ в Казахстане, по данным Агентства РК по земельным ресурсам, на 2009 год составляет 182,2 миллиона гектаров, или 70 процентов всех сельхозугодий. Однако под выпас скота используется от силы треть пастбищ. Пастбищные угодья в отдаленных районах недостаточно используются из-за недостатка воды для животных. А рядом с селами земля вытравлена и истощена.
Выходом из этой ситуации может стать развитие отгонного животноводства и восстановление отдаленных пастбищ под нужды крупных предприятий. Но Минсельхоз в угоду крупному бизнесу предпочитает, видимо, устранить конкурентов за ресурсы в лице мелких хозяйств, ограничивая их развитие.
– Давайте будем реалистами. Сегодня без скота, находящегося в личных хозяйствах, страна не сможет обеспечить свою продовольственную безопасность. Личное подворье – это не обуза, а спасение для страны! – считает А. Абдукалимов.
По его мнению, надо активно помогать именно в развитии частных хозяйств, оказывать им содействие удешевленными кормами, искусственным осеменением для маточного поголовья, возможностью покупки племенных животных, ветеринарным обслуживанием. Это позволит нарастить численность стада КРС в стране. После этого частные хозяйства смогут стать базой для развития уже крупного животноводства.
Уважаемый министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ! Просим вас, не мешайте людям в селах и аулах выживать! Ведь они умудряются еще и горожан кормить. Как бы не привели ваши реформы к еще более худшей ситуации. Как бы не вернулись те времена, когда люди бежали из села, потому что у них забирали не только коров, но и петухов с курами!