Отрицательный результат? Очень хорошо!
Один из главных шагов к победе над смертельно опасными вирусами – это контроль над паникой. И минувшие семь дней показали: мир от эмоций перешел к реальным действиям. Радует, что Казахстан вывез из Уханя не только своих, но и несколько граждан Беларуси, Кыргызстана. В середине недели хорошей новостью стало, что российские и узбекские коллеги оказали помощь по эвакуации теперь уже наших граждан. Началась большая совместная работа. Выстроились четкие схемы. По примеру Австралии, которая всех эвакуированных разместила на острове Рождества, другие государства тоже так стали делать – выделять обособленные территории для карантина.
В Казахстане местом для размещения прибывших из зоны заражения стал многопрофильный медицинский центр под Нур-Султаном.
Врачи сообщают: у людей взяты анализы, которые подтвердили отсутствие заболевания. Пациентов будут держать в изоляции положенные две недели, они согласились не выходить из палат и строго соблюдать медицинские предписания.
Появилась даже информация, что у “задержанных” забрали смартфоны для дезинфекции. Но вскоре в соцсетях распространилась информация о звонке одной из пациенток, которая рассказала о своем больничном житье-бытье, условиях пребывания. В минздраве сообщили о том, что открыта связь по больничному телефону.
Наши граждане, которых эвакуировал спецборт из Узбекистана, тоже были размещены в больнице под строгим медицинским наблюдением в Ташкенте. Российский самолет с казахстанцами улетел в Тюмень.
“КАРАВАНУ” удалось связаться с председателем Национально-культурной автономии казахов в Тюменской области. Есенгали ИБРАЕВ заверил, что лично держит ситуацию под контролем:
– Мы вчера посмотрели, где будет размещение, – это бывший санаторий “Градостроитель”. Сейчас это реабилитационный центр, подведомственная структура департамента здравоохранения. По просьбе генерального консула РК в городе Омске я вчера уточнял эту информацию. Сегодня граждане прибыли. Там будут проводиться определенные карантинные мероприятия. Мы на связи с департаментом здравоохранения.
– До этого гражданка Китая, у которой был подтвержден коронавирус, высказала недовольство условиями размещения в больнице Тюмени. Поэтому возникает резонный вопрос: как там нашим?
– Поймите, ее разместили в отдельном боксе инфекционного отделения, потому что уже конкретно было выявлено заболевание, а там другие условия. Поэтому не сравнивайте. Санаторий расположен в 28 километрах от города в окружении сибирской природы, специализируется он на лечебном оздоровлении органов дыхания.
На территории КНР, по данным МИД РК, находятся 780 граждан Казахстана, в том числе 559 студентов. С просьбой помочь вернуться на родину обратились 427 человек. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос о выделении дополнительных двух рейсов, которые могли бы забрать желающих.
По информации министра здравоохранения Елжана БИРТАНОВА, в Казахстане не зарегистрировано случаев заболевания коронавирусной инфекцией. С 6 января осмотрено 21,8 тысячи человек.
– На 5 февраля госпитализированы 104 человека с повышенной температурой, из них 71 уже выписан. В стационарах остаются 33 человека, по всем провели исследования на коронавирус – результаты отрицательные, – сообщил он.
В желании оказать финансовую помощь не замечены
Чтобы начать наступательные действия в борьбе с вирусом, ВОЗ сделала калькуляцию и обратилась к мировому сообществу с просьбой выделить финансирование для программы помощи странам в борьбе с 2019-nCoV. По предварительным подсчетам, она обойдется в 675 миллионов долларов. Секретная лаборатория Алматы открывает тайны
Тут же на просьбу откликнулся благотворительный фонд главы компании “Microsoft” Билла Гейтса. Он выделит до 100 миллионов долларов.
Из них около 60 миллионов пойдет на ускорение процесса разработки и тестирования вакцины, 20 миллионов – на выявление наличия заболевания, а также изоляцию и проведение лечения у уже заболевших людей. Еще 20 миллионов долларов будут отданы на защиту населения в Африке и Южной Азии.
Казахстан выделит на эти цели 9,2 миллиона долларов, об этом 5 февраля сообщил первый заместитель премьер-министра республики Алихан СМАИЛОВ. Информации о желании оказать финансовую помощь от крупных бизнесменов страны пока не поступало.
Между тем именно отсутствие денег тормозит создание вакцины от смертельного вируса. Напомним, что в прошлом номере “КАРАВАНА” мы опубликовали интервью с заместителем генерального директора Научно-исследовательского института проблем биологической безопасности, чьи лаборатории расположены в Отаре, Ергали АБДУРАИМОВЫМ. Он сообщил, что казахстанские ученые готовы приступить к ее разработке.
47,98 тенге
Глава минздрава России Михаил МУРАШКО сообщил, что “на сегодняшний день процесс разработки вакцины – это не короткий промежуток времени”. Процесс займет не менее 8–10 месяцев, и озвученный срок подразумевает только начальную стадию, которая не включает клинических испытаний.
В Имперском колледже Лондона заявили о прорыве в этой области, лабораторная стадия заняла всего 14 дней, и уже на следующей неделе препарат начнут тестировать на животных.
Применять вакцину для лечения людей могут начать уже летом. Ранее гонконгские ученые сообщили о разработке вакцины-спрея для носа, которая сможет эффективно защищать людей не только от коронавируса, но и от гриппа. И тоже пообещали выпустить ее на рынок летом этого года.
Однако вызывает опасение стоимость этих спасительных препаратов. Как показал опыт прошлых вспышек, будь то птичий или свиной грипп, на первых порах цена вакцин неимоверно велика, и государство тратит огромные средства на их закуп. И хотя в ситуации с птичьим гриппом вакцину удалось получить довольно быстро, мы потратили миллионы на ее закуп у россиян.
Я нашла свою статью от 2012 года, где мониторила тендеры по данному закупу. Россияне продавали нам одну ампулу за 100 тенге, а Казахстан планировал закупить 1 миллион доз! То есть только на вакцинацию птиц уходило 100 миллионов тенге, поэтому было принято решение разработать все-таки свой препарат – что и удалось сделать.
Мы стали 5-й страной, которая получила патент на вакцину от птичьего гриппа, и дали миру самый дешевый препарат.
Его цена тогда была всего 47,98 тенге. Кстати, вакцину сделали как раз в Научно-исследовательском институте проблем биологической безопасности. И если в США на ее разработку потратили 2 миллиарда долларов, то Казахстану эта работа обошлась в какие-то 200 тысяч долларов.