Миссия – разъяснять и объяснять
– Какую работу проводит Духовное управление мусульман Казахстана в отношении новых исламских сект, которые появляются как грибы после дождя?
– В первую очередь мы издаем фетвы, то есть религиозные решения, обозначающие правильность или неправильность того или иного направления. Если оно неправильно, то объясняем, в чем. Вместе с этим проводятся проповеди во всех мечетях страны о пагубных действиях сект на примерах стран, пострадавших от них, а также на примере разрушенных семей в Казахстане. Вся информация имеется на наших сайтах www.muftyat.kz, www.meshet.kz.
– Как бы вы решили конфликт интересов молодежи, исповедующей ислам, государственных образовательных учреждений, которые запрещают ношение определенной одежды (хиджаб), чтение намаза в стенах этого учреждения, а также внешние проявления религиозности (ношение бороды) и так далее?
– Насколько мы понимаем, никаких конфликтных ситуаций среди молодежи по поводу ношения хиджаба (т.е. жамылғы, орамал, которые соответствуют национальным традициям казахского народа) или чтения намаза не наблюдается. Наоборот, наша молодежь уважительно и с почтением относится к девушкам, носящим хиджаб. А читать намаз – долг каждого мусульманина, которого обязал Всевышний Аллах, и никто не имеет права запретить ему это, где бы он ни был. Препятствовать этому, по канонам веры, большой грех. Всевышний Аллах сказал: “И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде” (Сура 5:3 аят).
“Ваххабизм – это смута и заблуждение”
– Каково ваше отношение к суфизму и салафизму (ваххабизму)? В чем их принципиальное отличие от ислама ханафитского мазхаба? Чем они опасны для общества?
– Чистый суфизм – это часть ислама. Другой разговор, когда его искажают сомнительные лица, преследующие определенные цели. Естественно, несведущие люди относятся к этим явлениям так, как это преподносят СМИ. Думаю, что в этом вопросе журналисты всегда должны ссылаться на официальные лица духовенства, а не делать свои заявления. Религия – это тонкая мембрана, с которой надо обращаться очень аккуратно. Что касается ваххабизма – это смута и заблуждение. Сторонники этого направления отчасти бывают фанатичными.
В исламе четыре мазхаба (религиозно-правовые школы). Народы Средней Азии более тысячи лет придерживаются мазхаба Абу Ханифи, а ханбализма придерживаются некоторые мусульманские страны Азии.
– В чем конкретно проявляется ислам ханафитского мазхаба?
– Ханафитский мазхаб – это путь пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует). Я думаю, этим все сказано.
Кому выгодны секты?
– Недавно к нам поступил вопрос от читателя: он хотел бы получить разъяснение, являются ли однодневные браки законными в ханафитском мазхабе, которые можно якобы заключать в мечети (никях)?
– В исламе категорически запрещен однодневный брак. Это приравнивается к прелюбодеянию. Им промышляют различного рода секты.
– Как вы относитесь к тому, что многие казахстанцы сегодня исповедуют непонятные новые культы, вступают в различные секты?
– Мы к этому относимся негативно. Это делается западными недоброжелателями, которые хотят раскола в нашем общем доме – Казахстане. Но история показывает, что все временное нежизнеспособно. Уже сейчас очень много наших собратьев с ужасом вспоминают проведенные дни в рядах пагубных сект, которые одурманивали их самосознание, нанесли непоправимый урон психике, моральному и материальному состоянию.
5 фактов
Информация об исламе в Казахстане размещена на официальных сайтах Духовного управления страны – www. muftyat.kz и www.meshet.kz.
В исламе четыре мазхаба (религиозно-правовые школы). Народы Средней Азии и Казахстана более тысячи лет придерживаются мазхаба Абу Ханифи.
За 10 лет в Казахстане вдвое увеличилось количество мечетей, и сегодня их число по стране составляет 2500.
В исламе категорически запрещен однодневный брак.
За 10 лет более 900 имамов повысили свою квалификацию на курсах, действующих в высших духовных учебных заведениях.