– Здесь у меня установка на 10 киловатт, – Валерий ШИШКИН проводит руками, демонстрируя свое хозяйство.
Часть солнечных панелей просто лежит на крыше его частного дома, часть смонтирована на деревянной раме. Крыша сарая тоже занята.
– Обычно мой дом потребляет 1,5 тысячи киловатт в месяц. Много. Кроме обычных приборов у меня есть система видеонаблюдения, сигнализация, насос, водогрейная установка, отопление. Поэтому и появилось желание получать энергию бесплатно.
Валерий Александрович по образованию техник-электрик, в 2012 году смонтировал “первую очередь” своей солнечной электростанции (СЭС) мощностью 4 кВт. Появился излишек.
В то время в Казахстане уже действовал Закон “О поддержке использования возобновляемых источников энергии”. Тогда же минэнерго установило повышенные тарифы для “зеленых” источников: солнечных, ветряных, био- и гидростанций – до 40 тенге за киловатт-час. И Шишкин написал первое заявление в АО “Алатау Жарык Компаниясы” по поводу возможности продажи ей электроэнергии. Однако компания отказалась, так как тогда она попросту не работала с “маломощными” частниками: закон был, но правил их поддержки не существовало. Для крупной компании он попросту мешался под ногами.
В 2013 году была принята Концепция перехода РК к “зеленой” экономике. Согласно ей, к 2050 году доля ВИЭ в выработке электроэнергии должна достигнуть 50 процентов. Валерий Шишкин снова понадеялся, что ему позволят продавать свою энергию городу. Но Правила купли-продажи электроэнергии от нетто-потребителей приняли только в 2016 году.
Той осенью ТОО “АлматыЭнергоСбыт” и алматинец заключили договор, по которому техник-электрик стал нетто-потребителем – то есть частным лицом, которое может полностью или частично обеспечить свое потребление от собственных солнечных батарей.
Правда, совсем не по тем ценам, которые спустили из минэнерго крупным производителям электроэнергии. У физлиц энергоснабжающие организации покупают энергию по своим же розничным тарифам. Сейчас для Алматы – это 17,79 тенге за 1 киловатт-час.
Общие расходы Валерий Шишкин на создание своей СЭС оценивает в 12 тысяч долларов. При таких ценах установка, конечно, окупится. Но лет через 20, когда фотоэлементы устареют физически.
– Если бы у меня покупали энергию по тарифам, как у крупных производителей, хотя бы по 40 тенге за киловатт, я бы у соседей начал ставить панели. И зарабатывал, будь здоров! Мне такую возможность не дают. Поэтому я довел систему до нужной мне мощности и остановился.
– Вы не можете скооперироваться с соседями? Отдавать им лишнюю энергию?
– Могу, но если я так сделаю и об этом узнает “Энергосбыт”… В договоре у меня четко указано: я имею право поставлять энергию только “АлматыЭнергоСбыту”.
Во время наращивания мощности у пенсионера стали появляться свои вопросы к энергетикам.
– Вот, АЖК и “АлматыЭнергоСбыт” говорят, что у них качественная энергия. А чем вы контролируете качество? Косинус фи видите? Нет! Ну а о каком качестве можно говорить, если они свои потери учитывают? Проведите экспертизу. Хотя бы недельный мониторинг. За такое качество поставщика судить можно будет, – уверен пенсионер. – Вот, например, Капшагайская солнечная станция. Там одна проблема – горят предохранители. Не может станция согласоваться с качеством энергии в наших сетях. У СЭС параметры качества соблюдены, а у АЖК постоянные провалы или пики. Поэтому горят предохранители. У меня тоже горели, но я сделал по-другому – мой инвертор работает под управляющей частотой сети АЖК. То есть я поставляю в город энергию такого же качества, какую и получаю.
– Пойдемте, на счетчике вам все покажу, – продолжает пенсионер. – Новая техника позволяет многое. Сейчас у меня горит А-минус. То есть я отдаю энергию в сеть. Напряжение сети – 234 вольта. Как бы в пределах допустимого. Вообще, нормой считается 220 вольт. Хотя у них бывает и 250 вольт. В этом случае автоматика отключает всю систему.
В сетях Казахстана по ГОСТу 32144-2013 стандартное напряжение 220 вольт плюс-минус 10 процентов – то есть в границах 200–240 вольт. К выходам счетчика Шишкина прикреплена самодельная схема с конденсатором. Такая приспособа явно нестандартная. Но опломбированная.
– Это компенсатор реактивной мощности. Он позволяет всю энергию, которую я получаю, не гнать вхолостую в сеть. Давайте объясню на примере пива, – увлекается пенсионер. – Перед вами стоит кружка пива. У пива всегда есть пена – малоценная часть товара. Она занимает ценный объем кружки, который можно было бы заполнить напитком. Так и в энергетике: есть активная мощность, которая без остатка расходуется в приемниках, а есть реактивная, которая не расходуется. Это лишь колебания электромагнитной энергии в цепи. Однако оно занимает “место” в проводе.
Так как провода обладают активным сопротивлением, в них происходят потери. В среднем процентов 30, но с ростом мощности могут достигать и 50–60 процентов.
Вот мы и платим за эти потери на 30–50 процентов больше. Причем дважды. Сначала за более мощные и дорогие провода, потом за потери. Если использовать реактивную мощность полностью – добиться, чтобы косинус фи был равен единице – всё было бы дешевле на 30 процентов. Но кому это надо? Потребителям? Нет. Энергокомпаниям? Точно нет!
По данным ТОО “АлматыЭнергоСбыт” компания заключила 10 договоров с нетто-потребителями Алматы. Правда, называть их не желает, ссылается на запрет на распространение персональных данных.
Когда Валерий Александрович узнал, что в городе есть и другие его “коллеги”, захотел с ними встретиться, понять, как они обошли требования монополиста. Может, даже стоит объединиться, чтобы вместе продвигать свои интересы.
– За “зеленой” энергетикой будущее. Вы посмотрите, что происходит в городе, какой у нас грязный воздух! Как зима – всё, дышать невозможно, гор не видно. Да и на самих горах ледников уже нет. Из-за этого и лето у нас жарче стало. Солнце светит, но не греет
На запрос “КАРАВАНА” о своей позиции в этом конфликте “АлматыЭнергоСбыт” ответил:
“ТОО “АлматыЭнергоСбыт” осуществляет взаиморасчеты за купленную у нетто-потребителей электрическую энергию в соответствии с Законом “О поддержке использования возобновляемых источников энергии” от 4.07.2009 года и Правилами купли-продажи от нетто-потребителей, утвержденными приказом министра РК от 8 июля 2016 года № 309. Согласно п. 9 ст. 9 закона, нетто-потребитель (к числу которых относится и Шишкин В. А.) оплачивает обслуживающей его энергоснабжающей организации по ее действующему тарифу потребленный им за расчетный период из электрической сети объем электрической энергии за вычетом объема, поставленного им в сеть за тот же период.
В случае превышения объема электроэнергии, поставленной нетто-потребителем за расчетный период в электрическую сеть, над объемом потребленной им за тот же период из сети “АлматыЭнергоСбыт” оплачивает ему по своему действующему тарифу на продажу за поставленную энергию в объеме вышеуказанного превышения”.
– Сегодня правительство Казахстана рассматривает проект закона о поддержке развития малоформатных проектов ВИЭ. Прежде всего солнечной энергетики, – рассказал “КАРАВАНУ” эксперт ПРООН по возобновляемым источникам энергии Ерлан ДАУРБЕКОВ. – Цель проекта – создать условия, при которых физлицам было бы выгодно приобретать и устанавливать установки ВИЭ, производить экологически чистую энергию и продавать излишки в национальную энергосистему.
Потенциал Казахстана по производству солнечной и ветровой энергии огромен. Но используется он плохо.
Доля ВИЭ в энергетике страны – не более 2 процентов. Но основной провал в малых установках – их доля в пределах сотой процента. Мы предложили министерству проект по стимулированию развития ВИЭ до 100 ватт. В том числе субсидирование покупки самой станции и цены реализации электроэнергии. Это сократит срок окупаемости солнечных водонагревателей до 3 лет, солнечных электростанций – до 7 лет против 15 лет сегодня.
Эффект должен быть многоплановым. Во-первых, вырастет производство энергии, во-вторых, сократятся выбросы в атмосферу, в-третьих, появится рынок энергоустановок, в-четвертых, улучшатся бытовые условия на селе и в районах отгонного животноводства.
Алматы