Мы теряем топливный рынок? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мы теряем топливный рынок?

Мы теряем топливный рынок?

Бензиновый кризис в Казахстане показал, что мы не можем адекватно реагировать на колебания рынка ГСМ. Раз так, то этим пользуются иностранные нефтяные компании. 

  • 9 Декабря 2011
  • 3890
Фото - Caravan.kz

Пока мы думаем…

“Большую выгоду от дефицита на рынке ГСМ в Казахстане в сложившейся ситуации получает российская компания “Газпром-нефть”. Она воспользовалась нашей неподготовленностью к работе в условиях Таможенного союза и теснит розничную сеть внутри страны”, – к такому небесспорному выводу пришел наш компетентный источник, пожелавший остаться неизвестным. Но его мнение показалось интересным и заслуживающим внимания.

Специалист считает, что ближайшая цель “Газпром-нефти” – получить 30 процентов рынка Казахстана. Это обеспечит гарантированный сбыт для Омского НПЗ, который также принадлежит ОАО “Газпром”. “Для этого компании надо выкупить в Казахстане 120 –150 АЗС в ближайшие годы плюс несколько нефтебаз. Сейчас у них 28 АЗС, – рассказал специалист в интервью “Каравану”. – Насколько известно, бюджет этого проекта на 2012 год составляет порядка 100 миллионов долларов”.

Россиянам уже не выгодно продавать топливо в Казахстан оптом: разница в цене съедает почти всю прибыль. Поэтому им нужна розничная продажа. И наша страна является привлекательным рынком сбыта для “Газпрома”. По объему потребления топлива в СНГ мы уступаем лишь самой России и Украине. При этом казахстанская нефтеперерабатывающая промышленность не способна обеспечить страну собственным топливом. Значит, есть все условия, чтобы зайти на рынок со своим топливом. Тем более сети “Газпром-нефти” уже работают в Киргизии и Таджикистане.

“Газпром-нефть” начала создавать свою сеть в нашей стране в 2010 году, купив у казахстанской ARNA Petroleum 20 АЗС и 9 земельных участков в ряде областных центров – Алматы, Талдыкоргане, Таразе, Шымкенте. Первоначально предприятие ставило такую стратегию: увеличить до 2020 года розничную сеть до 100 АЗС. Но ситуация резко изменилась и облегчила российской компании решение бизнес-задачи по созданию еще более масштабной сети.

Потеснитесь

“Кроме начала действия Таможенного союза, произошло еще несколько событий, которые начали раскачивать рынок, – считает наш источник. – Во-первых, в августе вступил в силу новый Закон РК “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”. Там были такие моменты, которые не позволили заводам сразу отгружать топливо заказчикам. Обязательным условием стала предварительная отгрузка ГСМ на нефтебазы. А это увеличивает время и стоимость доставки. В итоге сложилась ситуация, когда топливо как бы есть, но на рынок оно не поступало в достаточном количестве”.

Во-вторых, 1 августа 2011 года закончился контракт АО «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ) с ТОО “Гелиос” – крупнейшей сетью АЗС, которая выкупала все моторное топливо, вырабатываемое в Павлодаре. Теперь это топливо поступает на рынок через нефтебазы “КазМунайГаза” и государственную систему распределения. Предполагалось, что после 1 августа большая часть крупных клиентов “Гелиоса” плавно перейдет к “КазМунайГазу”. Однако этого не произошло. И причина такого поведения не в отсутствии патриотизма у автолюбителей, а в плохом использовании рыночных механизмов управленцами сети КМГ. Отсюда вопросы и о качестве обслуживания, и о качестве топлива.

“Именно в августе прошла мощная волна дефицита топлива, она показала, что “КазМунайГаз” не может адекватно реагировать на рыночные колебания”, – отмечает специалист.

В-третьих, ситуацию усугубляет неспособность железных дорог страны вовремя доставлять топливо в регионы. Нестабильные поставки также не позволяют наладить нормальное снабжение бензином и дизельным топливом. В результате началась монополизация рынка по типу олигополии. Снова стали закрываться одиночные АЗС. По словам руководителей крупных сетей, к ним начали пачками поступать предложения о продаже заправок. И это тоже резко снизило цены на сами заправки.

Между тем три крупнейшие сети АЗС Казахстана продолжают наращивать свои мощности. “КазМунайГаз” заявляет об увеличении своих АЗС до 360 единиц. “Гелиос” ищет возможности для работы на будущей трассе Западная Европа – Западный Китай. Sinoil ничего не сообщает, но также увеличивает число своих “красных” заправок.

Если в такой ситуации появится новый сильный игрок со своим качественным товаром, то рынок просто упадет ему в руки. Именно это сейчас и происходит.

Кто раскачивает лодку?

“Нельзя обвинять россиян в раскачивании рынка, они лишь воспользовались ситуацией, которую создали сами казахстанские продавцы ГСМ, – убежден собеседник. – Их специалисты оказались более грамотными и дальновидными и поняли, что могут получить, исходя из создавшегося положения”.

Основной поставщик российского топлива в Казахстан – Омский НПЗ. Его максимальная мощность по переработке – 19,5 миллиона тонн нефти в год. В 2008 году завод смог переработать 18,4 миллиона тонн при глубине переработки нефти в 83 процента. При этом выпускаемое топливо уже соответствует стандартам Евро-4 и Евро-5.

Для сравнения: переработка всех трех казахстанских НПЗ в 2010 году составила всего 13,7 миллиона тонн. А себестоимость ГСМ наших НПЗ почти в два раза больше.

Спорный выбор

“В 2010-м – начале 2011 года в КМГ выбирали технологии, по которым можно было бы модернизировать отечественные НПЗ, – поясняет специалист. – Непонятно почему, но выбор был сделан в пользу увеличения производства бензина почти в два раза. Про дизельное топливо и машинные масла все забыли”.

Генеральный директор “ВНИПИнефть” Владимир Ка-пустин, участвовавший в проектировании казахстанских НПЗ, в марте 2011 года активно поддерживал идею модернизации заводов по пути гидрокрекинга, в том числе и на наших предприятиях. По его словам, гидрокрекинг удобен своей гибкостью. Если нужно, то можно получить из нефти большое количество бензина, если нужно – керосина, дизеля, масла. Технология гидрокрекинга позволяет использовать низкосортное сырье и получать дешевое топливо с заданными характеристиками, и его можно использовать сразу же, без подготовки. Кроме того, он более экологичен. Многие российские НПЗ переходят именно на технологию гидрокрекинга.

Дружба дружбой…

Как известно, ПНХЗ и Шымкентский ШНОС используют при производстве сибирскую нефть. Ее, кстати, поставляет “Газпром” – материнская компания “Газпром-нефти”. В конце ноября Москва объявила о сокращении лимита поставки нефти в Казахстан с 7 до 6 миллионов тонн. Вроде бы немного. Но такой тонкий шаг резко сократил возможности наших заводов в производстве топлива, так как они не приспособлены перерабатывать казахстанскую нефть. В ноябре ПНХЗ объявил о начале переработки нефти из Актобе, но это потребовало переналадки всего технологического оборудования. Что будет, если Россия совсем откажется поставлять свою легкую нефть? Завод встанет?

ШНОС находится еще дальше от России. Значит, его надо перестраивать уже сегодня. Таким образом, неэффективные технологии, используемые в Казахстане, усугубляют технологическое отставание страны.

Согласно стратегическому плану Министерства нефти и газа Казахстана, объем переработки до конца 2015 года будет увеличен до 17,5 миллиона тонн. То есть к этому моменту рынок должен быть уже поделен между основными игроками. И пока казахстанская национальная нефтяная компания раскачивается и откладывает сроки модернизации, внутренний рынок страны может быть захвачен розничными компаниями из соседних государств – России и Китая.

Вот и возникает вопрос: куда после модернизации наши заводы будут продавать излишки топлива? В Россию? Бесполезно! В Китай? Кто нас туда пустит?! Как, впрочем, и в Узбекистан. В Киргизию и Таджикистан? Но там уже российские компании во главе с “Газпром-нефтью”.

Если излишки топлива не сбывать, это резко снизит доходность реконструированных заводов в будущем из-за сокращения объемов их производства. В условиях жесткой конкуренции надо выпускать те виды продукции, которые можно экспортировать. Например, дизель или масла. Казахстанские заводы этого сделать не смогут! Впору нашим менеджерам поучиться стратегическому планированию у “Газпрома”.

Выводы, сделанные в материале, могут показаться спорными. Если официальные представители упомянутых компаний и другие заинтересованные лица захотят высказать свое мнение по данному вопросу, “Караван” готов предоставить такую возможность.