Алматинцам до сих пор не дает покоя соседство с засекреченной лабораторией. Страшилки о том, что оттуда могут “сбежать” вирусы, что на жителях близлежащих домов будут ставить эксперименты, будоражат фантазию обывателей в социальных сетях. Но сегодня лаборатория может стать спасением для жителей города. Как? Читайте ниже.
Простые правила
– Некоторые ученые говорят, что ранее вирусы животных не были опасны для человека, что же пошло не так?
– Коронавирусы периодически адаптируются к человеческой популяции, последним был MERS, до этого – SARS. Все это выходцы из Юго-Восточной Азии. Обычно оттуда идут респираторные инфекции.
У нас две основные территории, откуда приходят вирусы. Из Африки, например, пришла оспа, затем ВИЧ, геморрагические лихорадки, та же Эбола. Человек – млекопитающее, поэтому инфекции от животных могут передаваться и ему. Эти инфекции называются зоонозными, то есть инфекции, которые передаются человеку от животных.
– Как вы думаете, придет ли все-таки вирус в Казахстан?
– Не надо создавать ажиотаж и паниковать, надо просто заниматься профилактикой. Не стоит ездить в КНР, а если вы все-таки были там и только приехали, две недели наблюдайте за собой, ежедневно измеряйте температуру.
Но понятно, что воздушно-капельные инфекции легко распространяются и вряд ли удастся сдержать эту заразу на территории Китая. Так было и до этого, люди перемещаются и переносят инфекцию, например, грипп. Главная проблема в том, что уханьский вирус имеет достаточно долгий инкубационный период, до 14 дней. В это время он никак себя не проявляет.
К сожалению, даже если у человека поднимается температура, то, как правило, он продолжает ходить на работу, в магазин, общается с другими людьми, заражая их. Инфекция начинает распространяться.
Поэтому в условиях эпидемии респираторных инфекций нужно соблюдать определенные простые правила: стараться не посещать общественных мест, носить маски (при этом надо помнить, что маску надо менять через каждые два часа). Если все-таки человек заболел, поднялась температура, надо обратиться за медицинской помощью, однако не идти в поликлинику, а вызывать врача на дом. А если заболевший был в Китае или общался с теми, кто там был, а потом заболел, то это уже тревожный факт, указывающий на возможность наличия этой новой коронавирусной инфекции. Что такое китайский коронавирус: как предотвратить заболевание и как лечить — Инфографика
– Сейчас много версий, откуда взялся вирус, у вас есть своя?
– В дикой среде циркулируют различные виды коронавирусов, но когда животные живут в лесах или джунглях, то все нормально. Почему именно из Юго-Восточной Азии приходят к нам эти инфекции? Потому что этих животных там едят. У людей нарастает контакт с ними. Когда вы едите жареную змею, то это безопасно, но, когда повар разделывает ее, он легко может заразиться.
– Кто-то распространяет информацию, что и наши казахстанские летучие мыши могут быть носителями коронавируса…
– У нас летучие мыши, на которых сейчас ссылаются, изолированы от человеческой популяции и от популяции китайских мышей. Поэтому на них кивать не надо, хотя, конечно, давно надо обследовать популяции диких животных Казахстана, в том числе и летучих мышей, на предмет наличия у них опасных инфекций.
Вирус сбежал от ученых?
Сразу несколько авторитетных зарубежных СМИ опубликовали информацию, что коронавирус мог “сбежать” из секретной лаборатории, которая располагается в Ухане.
Местный институт вирусологии был открыт в 2018 году, ему был присвоен высший уровень безопасности – класс 4. Там же было принято разместить вирусную библиотеку. Поговаривают, что в стенах учреждения даже пытались создавать биологическое оружие. Еще весной прошлого года агентство “Синьхуа” дало информацию об успехах ученых Уханьского института вирусологии в области исследования иммунных механизмов летучих мышей, которые могут быть переносчиками коронавирусов, но сами не болеть. Тогда китайские специалисты сообщили, что намерены разгадать эту тайну природы и научить людей, как сопротивляться вирусам. Но, похоже, что-то пошло не так…
100 грамм не поможет!
– Если вирус все же придет, готовы ли мы?
– А в чем проблема? У нас были тяжелые эпидемии респираторных инфекций, типа “свиного” (H1N1) или “птичьего” (H5N1) гриппов, и мы как-то справлялись. В целом наша медицинская служба так устроена, что мы всегда готовы к возникновению или завозу опасных инфекций.
Все болезни можно лечить, у нас есть и методы и лекарства, их целая гамма. Лечить надо комплексно и индивидуализированно. Давать не только противовирусные препараты, но и индукторы интерферона, чтобы повышать иммунитет. Снимать интоксикацию, давать витамины.
Даже если у нас нет конкретного лекарства против этого нового вируса, мы можем лечить его комплексно другими препаратами, проводить патогенетическую и симптоматическую терапию, и эффект обязательно будет.
Это респираторная инфекция, какой является грипп, а также какой была SARS, поэтому закономерное осложнение течения болезни – развитие пневмонии, надо раньше обращаться за медицинской помощью, раньше начинать, шире применять комплексное противовирусное лечение.
– Если вирус не так опасен, почему умирают люди?
– Сейчас мы имеем всего около 3 процентов летальности. Официальные данные пока говорят о 3 тысячах заболевших (разговор состоялся в начале этой недели. – Прим. ред.). Это лишь подтвержденные, которые обратились и обследовались.
Есть те, у кого болезнь протекает более легко, стерто, и они не обращаются никуда, их даже не считают и диагноз не подтверждают. Но даже если мы возьмем тяжело заболевших, госпитализированных, из них, к великому сожалению, погибли 80 человек. Это сопоставимо с тяжелым гриппом.
Никаких предпосылок для массовой паники нет. Нужно просто менять стереотип поведения.
Во время эпидемии надо перестать здороваться за руку (когда кашляете, вы прикрываете ею рот и потом передаете ему вирус). Каждый раз после возвращения с улицы мыть руки. Если нет такой возможности, используйте спиртовые салфетки для обработки.
– Говорят, что нужно сто грамм выпить. Поможет?
– Что касается ста грамм, то этого мало (смеется). Ну, конечно же, это шутка. Полный бред. Кроме удовольствия, если человек любит выпить, это ничего не даст.
В тесном контакте
– Многие в связи с нарастающей паникой вспомнили, что у нас в Алматы работает лаборатория опасных инфекций, которую построили американцы…
– У людей странное представление, они думают, что американцы к нам приехали и построили какую-то новую лабораторию на пустом месте. У нас в этом месте с 1949 года существовал и существует до сих пор противочумный институт, только сейчас это Национальный научный центр особо опасных инфекций. Это было и есть здесь.
Сколько лет этой лаборатории? 70! В результате определенных финансовых трудностей, после распада СССР, условия там не всегда соответствовали международным стандартам, и американцы построили объект, который отвечает всем самым современным требованиям. Здание выдерживает 9 баллов землетрясения, 3-й уровень биобезопасности, который позволяет безопасно изучать опасные инфекции, в том числе и вирусные. Причем, заметьте, пока всё, мягко говоря, не совсем соответствовало международным стандартам, всё было тихо, спокойно, никто не возмущался, а как только всё привели в порядок, кому-то стало от этого плохо.
Ученые здесь в настоящее время в основном занимаются бактериальными инфекциями. Причем это не какие-то новые коллекции и штаммы, а старые, которые здесь были всегда, просто теперь ими занимаются на более безопасном уровне.
Надо подчеркнуть еще один важный момент, в этой новой лаборатории, которая обозначается как Центральная референс-лаборатория, представлены три министерства – министерство здравоохранения, образования и науки и сельского хозяйства, у каждого свой этаж, свои лаборатории, есть и общего пользования, что позволяет работать над общими проблемами в более тесном эффективном контакте.
– Какая-то работа ведется в связи с уханьским коронавирусом?
– В Алматинском филиале Национального центра биотехнологии, который располагается на втором этаже этой лаборатории в данные дни, в данные часы разрабатываются средства ПЦР-диагностики китайского коронавируса. И сегодня или завтра, если такие больные появятся, мы уже сможем подтвердить или опровергнуть его наличие.
До этого был проект в НИИПББ в Отаре по Ближневосточному респираторному синдрому (MERS) также по линии МОН РК. Скорее всего, сейчас нам нужна новая государственная научно-техническая программа, чтобы заниматься в республике коронавирусами. Мы находимся рядом с Китаем, у нас тесное общение, мы являемся зоной транзита, у нас большой товарооборот, поэтому всеми инфекциями надо заниматься на высоком научном, но также и безопасном уровне.
– А в лаборатории есть депозитарий?
– Да, это музей живых культур, как мы его часто называем. На уровне правительства было принято постановление, что коллекции штаммов опасных патогенов минздрава и минсельхоза будут сосредоточены в одном месте.
Раньше коллекция минздрава хранилась в противочумном институте, а сейчас перемещена в новую лабораторию, в безопасные условия. У нас в коллекции в основном бактерии. Коллекция МОН остается в НИИПББ в Отаре, там в основном – вирусы. Мы вирусами не занимаемся, возможностей пока нет. Необходимо создать лабораторию культуры клеток, вирусы не растут на питательных средах, ими необходимо кого-то заражать – или биопробных животных, или культуру клеток.
“Бред это, какая‑то злостная пропаганда”
– Мышка из лаборатории не может случайно сбежать, а потом заразить людей?
– Виварий у нас существует с 1949 года, и там все эти годы заражали и мышек, и других лабораторных животных. И ни разу никто не сбежал, и сбежать они по факту не могут, так все устроено, и, конечно, за ними следят. Оттуда не то чтобы мышка, даже блоха или комар не смогут ни залететь, ни вылететь. Это лаборатория повышенной изоляции. Есть пропускная система, зайти или выйти просто так нельзя никому, только по специальному разрешению. Казахстан в любой момент может захлестнуть эпидемия чумы
– Но есть такая версия, что заражение в Ухане произошло от сбежавших из местной лаборатории животных?
– Бред это, какая-то злостная пропаганда, кто-то на этом пытается политический капитал заработать.
…В отношении биобезопасности у нас в соответствии с международными стандартами ВОЗ создан специальный комитет, который собирается раз в неделю и обсуждает все текущие проблемы. Например, сейчас разрабатывается механизм, как в случае появления вируса в стране забирать и транспортировать материалы от больных для исследований. Будет написан соответствующий протокол, утвержден, и в дальнейшем всё будет проходить в соответствии с этим утвержденным документом. Принято решение принимать эти материалы на самом высоком уровне, с использованием шкафов биобезопасности, чтобы не было опасности заражения исследователей. Мы готовы.
Пациента в случае подозрения доставят в инфекционную больницу, там его изолируют и будут работать в соответствии с режимными требованиями.
Обученный персонал в специальных костюмах возьмет у больного биоматериал – мазок из носоглотки и кровь – и привезут к нам, поместив в специальные контейнеры.
Те снаружи будут обработаны дезинфекционным раствором, они потом будут помещены во вторичный, затем и третичный контейнеры. Правило тройной упаковки. Так требуют возовские стандарты.