Текущая зима стала настоящим испытанием для казахстанцев: в СМИ то и дело появляются штормовые предупреждения в разных регионах страны, трассы между городами были занесены снежными сугробами высотой в полтора метра, а в столице нашей славной родины погодные условия и вовсе стали поводом для объявления чрезвычайной ситуации.
В Казахстане были закрыть трассы в 11 регионах страны, а гражданам рекомендовали воздержаться от долгого пребывания на улице или междугородных поездок. Также непогода стала причиной отмены ряда авиарейсов. Ситуация, мягко говоря, весьма неприятная.
Власти страны предпринимают множество попыток для борьбы с данной проблемой, однако природная стихия пока еще одерживает уверенную победу. В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz выяснила, как борются с непогодой и снегопадами в странах Европы, где такие трудности возникают регулярно, и чему стоит у них поучиться.
Исландия
Благодаря грамотному благоустройству в этой стране от снега избавляются даже без применения техники или людей. Все дело в том, что для подогрева дорожного покрытия в Исландии используют воду из геотермальных источников. Под трассами, городскими улицами и тротуарами тянутся сети труб с горячей водой, которые несут тепло также в дома и офисы.
Получается, что тепловая энергия во время транспортировки не пропадает из них даром, она очищает город от ненужных завалов снега. Кроме того, это считается самым естественным и экологически чистым способом. Однако для нашей страны этот метод слишком трудоемкий и неэкономичный.
Финляндия
В этой стране проблемы с непогодой возникают достаточно часто, поэтому коммунальным службам приходится изрядно попотеть для того, чтобы обеспечить нормальные условия и безопасность для своих граждан. Техника, готовая расчищать город от завалов, дежурит круглосуточно.
Кроме того, ответственность распределяется между домоуправами, которые нанимают специальные службы для очистки дворов и крыш, и городской властью.
В одном только городе Хельсинки дежурит более 100 снегоуборочных машин: от маленьких маневренных электрокаров до гигантских грейдеров. Эти машины несутся по заснеженным дорогам со скоростью 80-90 километров в час, что позволяет довольно оперативно справиться с уборкой трасс и улиц. Когда журналисты Си-эн-эн впервые увидели этот процесс, они заявили, что это похоже скорее на военную операцию, чем на очистку от снега.
После уборки верхнего слоя снега дороги посыпаются гранитной крошкой, которая безвредна для автомобилей и создает отличное сцепление даже с заснеженной трассой. В случаях, когда снега на улицах выпадает слишком много, то все движение в городах намеренно останавливается, пока трафик не будет восстановлен. Благодаря усердию и кропотливому труду в Финляндии непогода не создает проблем для жителей, такой подход очень пригодился бы и в нашей стране.
Германия
Несмотря на то что на большей части этой страны снега выпадает не так много, есть отдельные регионы вроде Альп, где высота снежных завалов может достигать нескольких метров, из-за чего коммунальным службам приходится изрядно потрудиться. Однако в этой стране работу на себя берут граждане, которые обязаны расчищать прилегающую территорию у своих домов.
Делают они это очень прилежно, так как в Германии существует закон, который обязывает вас компенсировать ущерб тому, кто получил травму на тротуаре близ вашего дома. Кроме того, на перекрестках тут стоят ящики с песком, который домовладельцы могут использовать для посыпания тротуаров, весной весь этот песок нужно убрать специальным пылесосом.
А на крупных автострадах уборкой занимается тяжелая техника, которая может работать круглосуточно в две или три смены, оплачиваются такие дни в два-три раза больше. Только в одном городе снег могут убирать одновременно 60 машин, способных очистить 4 тысячи километров трассы.
Канада
Эта страна стала первопроходцем по применению снеготаялок. Когда свалок для снега стало не хватать, в бой вышла именно такая техника. Снегоплавильные комплексы могут перерабатывать до 350 тонн снега в час. Стандартный срок очистки основных магистралей составляет 1–2 часа после окончания снегопада.
Причем в городах функционирует по нескольку сотен таких машин. В Монреале, например, со снегом борются 172 авто, еще 188 чистят тротуары.
Кроме того, уборка снега в Канаде начинается, как только выпадет несколько сантиметров, и даже если он еще падает, так как в дальнейшем это может разрастись в гигантские снежные завалы. Благодаря прогрессивному подходу в кучках на улицах снег никогда не лежит, его сразу убирают и вывозят, а полностью снег из города вычищают менее чем за 5 дней.
Япония
У мудрых жителей Востока можно поучиться не только философии познания тайн жизни, но и опыту по борьбе со стихией. Причем делается это весьма оригинальным способом. Японцам приходится буквально откапывать дорогу посреди снежной пустыни, так как в горных районах страны ежегодно вырастают сугробы шестиметровой высоты.
Для этого используется специальная техника: буровые автомобили, которые вгрызаются в снежную толщу и пробивают дорогу, а затем в ход идет техника, которая сгребает снег и отбрасывает его на несколько метров на обочину.
Так создаются своеобразные коридоры, которые прозвали "снежными тоннелями". Кстати, такие снежные стены пользуются огромной популярностью у туристов, так что японцам удается еще и заработать на этом.
А в других японских городах проезжая часть и тротуары подогреваются с помощью батарей, установленных под дорожным покрытием. Жители города, которых обязали чистить территорию возле дома, за 7–10 тысяч долларов устанавливают на своих участках собственную систему подогрева. А железнодорожные пути чистят от снега и льда при помощи подогрева или разбрызгивания горячей воды.