Черный и белый - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Черный и белый

Черный и белый

Полувековой юбилей творческой деятельности известный актюбинский художник Ануар Отеген-Тана отметил выставкой. Через месяц все сто с лишним работ экслибриста перейдут в собственность музея художественного и декоративно-прикладного искусства. 

  • 2 Декабря 2011
  • 2338
Фото - Caravan.kz

Выставка графики и линогравюры Ануара Отеген-Тана – это не обширные полотна и не картины. По размерам и сюжету каждая из них больше похожа на тщательно сделанный набросок. Но по смысловой нагрузке схожа с притчей: при простоте и краткости – глубина мысли и четкий посыл к зрителю.

В этих нарисованных притчах нет полутонов. Только два цвета – черный и белый. Наверное, из-за этого работы приобретают насмешливость, резкость, беспощадность.

Вызывает смех спрятанная «верхняя конечность» и высоко задранный зад. Кому не приходилось вести себя, как этот персонаж? А еще художник высмеивает чинуш.

– Видите, чиновники сидят на шеях простых людей и помыкают ими, – показывает свою работу Ануар Отеген-Тана. – Тут они натянули батут между собой и играют народом, как хотят.

Самым ярким, на наш взгляд, является серия «Гойя»:

– Я хотел сделать серию острых сатирических работ на современный лад, наподобие «Капричос» Франсиско Гойя, – рассказывает Ануар Отеген-Тана.Если помните, испанский художник высмеивал политические, социальные и религиозные порядки XVIII века. Я попытался изобразить пороки современного общества.

В линогравюрах из этой серии отражена позиция художника, его отношение к последним печальным событиям в стране. Если в оригинале Сатурн пожирает детей, то у Отеген-Тана детей пожирает дэв в чалме – символ «нетрадиционных» религиозных течений. Как у Гойи сон разума рождает чудовищ, так и здесь духовный сон верующего порождает внутренних монстров.

– Здесь изображен Сатурн, пожирающий своего ребенка, а на небе перевернутая луна. Я хотел показать, что перевернутый ислам ведет к уничтожению всего, что мы создали.

Также своими работами, на которых изображены послед¬ствия аварий на атомных электростанциях в Чернобыле и Фукусиме, художник призывает Казахстан не строить атомные электростанции, которые могут привести к таким же бедам.

Есть и обычные портреты. Возможно, соседи художника, его родня. Другие лица – это собирательные образы: девушка в национальном костюме на фоне безликих девиц в бикини. Семья. Мать. Старики, отдавшие войне единственного сына.

Как же без слабой половины человечества? Правда, Ануар Отеген-Тана видит ее представительницу не писаной красавицей, а с… бицепсами, затянутую в пояс на зам¬ке. Действительно, взяв на себя заботы о хлебе насущном, женщины забывают о самом главном своем предназначении – быть матерью.

– Женщине нужно работать 4 дня в неделю по 4 часа, – убежден художник. – Остальное время уделять семье и детям. Вместо этого женщины трудятся по 7–8 часов в сутки. Домой идут через продуктовый магазин. Утром не успеют глаза открыть – опять детей нужно кормить, – сетует художник.

Выставка будет работать в течение месяца.

Актобе