Выставка графики и линогравюры Ануара Отеген-Тана – это не обширные полотна и не картины. По размерам и сюжету каждая из них больше похожа на тщательно сделанный набросок. Но по смысловой нагрузке схожа с притчей: при простоте и краткости – глубина мысли и четкий посыл к зрителю.
В этих нарисованных притчах нет полутонов. Только два цвета – черный и белый. Наверное, из-за этого работы приобретают насмешливость, резкость, беспощадность.
Вызывает смех спрятанная «верхняя конечность» и высоко задранный зад. Кому не приходилось вести себя, как этот персонаж? А еще художник высмеивает чинуш.
– Видите, чиновники сидят на шеях простых людей и помыкают ими, – показывает свою работу Ануар Отеген-Тана. – Тут они натянули батут между собой и играют народом, как хотят.
Самым ярким, на наш взгляд, является серия «Гойя»:
– Я хотел сделать серию острых сатирических работ на современный лад, наподобие «Капричос» Франсиско Гойя, – рассказывает Ануар Отеген-Тана. – Если помните, испанский художник высмеивал политические, социальные и религиозные порядки XVIII века. Я попытался изобразить пороки современного общества.
В линогравюрах из этой серии отражена позиция художника, его отношение к последним печальным событиям в стране. Если в оригинале Сатурн пожирает детей, то у Отеген-Тана детей пожирает дэв в чалме – символ «нетрадиционных» религиозных течений. Как у Гойи сон разума рождает чудовищ, так и здесь духовный сон верующего порождает внутренних монстров.
– Здесь изображен Сатурн, пожирающий своего ребенка, а на небе перевернутая луна. Я хотел показать, что перевернутый ислам ведет к уничтожению всего, что мы создали.
Также своими работами, на которых изображены послед¬ствия аварий на атомных электростанциях в Чернобыле и Фукусиме, художник призывает Казахстан не строить атомные электростанции, которые могут привести к таким же бедам.
Есть и обычные портреты. Возможно, соседи художника, его родня. Другие лица – это собирательные образы: девушка в национальном костюме на фоне безликих девиц в бикини. Семья. Мать. Старики, отдавшие войне единственного сына.
Как же без слабой половины человечества? Правда, Ануар Отеген-Тана видит ее представительницу не писаной красавицей, а с… бицепсами, затянутую в пояс на зам¬ке. Действительно, взяв на себя заботы о хлебе насущном, женщины забывают о самом главном своем предназначении – быть матерью.
– Женщине нужно работать 4 дня в неделю по 4 часа, – убежден художник. – Остальное время уделять семье и детям. Вместо этого женщины трудятся по 7–8 часов в сутки. Домой идут через продуктовый магазин. Утром не успеют глаза открыть – опять детей нужно кормить, – сетует художник.
Выставка будет работать в течение месяца.
Актобе