Кто прав: Аружан Саин или минздрав? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто прав: Аружан Саин или минздрав?

Кто прав: Аружан Саин или минздрав?

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан Аружан САИН – против жестких законов, которые будут обязывать родителей прививать своих детей.

  • 23 Января 2020
  • 3672
Фото - Caravan.kz

Главный медик страны Елжан БИРТАНОВ придерживается своей традиции регулярных встреч с представителями СМИ, лидерами общественного мнения и блогерами. В минувший уикенд в Алматы в Казахском национальном медицинском университете имени С. Д. Асфендиярова предполагалось обсудить запуск в действие системы медицинского страхования, однако вопросы-ответы быстро увели дискуссию в другую сторону – обсуждения проекта Кодекса РК “О здоровье народа и системе здравоохранения” и о норме обязательной вакцинации.

“Мы всегда стоим на стороне пациента”

Министр здравоохранения уверен в необходимости прививок.

– Что касается осложнений после вакцинации, – говорит он, – как и любое лекарственное средство, она имеет показания и противопоказания, поскольку в любом случае это вещество, которое, попадая в организм, вызывает ответную реакцию. Эта реакция и есть эффект.

Вакцина – это ослабленная бактерия.

Которая действует так, что вызывает в организме болезнь в легкой форме, и он реагирует на это выработкой иммунитета, который определенное время защищает человека от этой болезни. В этом суть вакцины. При этом могут повышаться температура, появляться покраснение. И, как правило, это – не отрицательная реакция, а проявление того, что вакцина работает.

– Конечно, технологии не стоят на месте, – продолжил Биртанов, – разрабатываются новые вакцины, поливакцины, которые работают сразу против нескольких возбудителей. И медики постоянно совершенствуют их, чтобы они стали более чистыми и безопасными. Но побочные эффекты были и будут. Невозможен стопроцентный эффект. И здесь, конечно, должна присутствовать ответственность медработника, врача, который их назначает, чтобы донес­ти до каждого родителя все риски, взять информированное согласие, что он предупрежден. И есть организации, которые контролируют эти процессы: комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг, объединенный санитарно-эпидемиологический контроль, фармкомитет. Они в плановом и внеплановом порядке проверяют, чтобы все эти процессы шли качественно и безопасно. В любом случае изначально, если есть медицинские противопоказания или же вы не согласны с выводом медработника, вы имеете право обратиться к главврачу или в эти контрольные госорганы.

Но нам при этом нужно письменное обращение, чтобы выйти и проверить, всё ли по стандарту. Если возникли осложнения, безопасно ли была проведена процедура в каждом конкретном случае, либо это действительно статистическая вероятность осложнения.

Мы, кстати, всегда стоим на стороне пациента. Но здесь основная проблема в том, что мало кто из людей обращается.

А без вашего письменного заявления прокуратура, защищая предпринимателя, не позволяет нам зайти и проверить учреждение.

При этом важно, чтобы мы могли вовремя зарегистрировать, оказать помощь при развитии каких-то осложнений и вести учет. Эту систему мы будем улучшать с вашей помощью. Сейчас разрабатываем серьезную дорожную карту по совершенствованию иммунизации в стране, направленную на защиту интересов наших детей. Чтобы все вакцины были у нас зарегистрированы, сертифицированы международными организациями. Это гарантия их безопасности. И что касается основных обязательных плановых вакцинаций, поверьте, всё у нас полностью прозрачно.

Яблоко раздора

– Вот очень важный вопрос, – выступила вслед за министром Аружан Саин, уполномоченный по правам ребенка в РК. – Тысячам детей, у которых по разным причинам появились тяжелые диаг­нозы, в том числе ДЦП, проблемы со слухом, зрением, нужна реабилитация. С кем-то случилась беда при родах, с кем-то – по другим причинам. И эти дети должны получить все возможности для восстановления. Желательно, конечно, чтобы такие центры были в шаговой доступности.

Если мы не смогли помочь избежать инвалидности на стадии раннего вмешательства, ребенок должен получать медицинские, социальные и педагогические услуги в этих центрах, где они все сконцентрированы в одном месте для достижения наибольшего эффекта. А не носиться с родителями по разным городам и странам.

– И в плане прививок, – продолжила детский омбудсмен. – Это у нас практически единственная тема, по которой мы не очень сходимся с Елжаном Амантаевичем. К сожалению, мы пока не можем гарантировать, что все медицинские работники на местах будут соблюдать все те инструкции, как это положено. И, может, надо просто подождать, когда мы поднимем уровень медработников, когда они не будут допускать медицинских ошибок. Тогда уже и не надо будет таких жестких законов, которые будут обязывать людей прививать детей.

Здесь у нас постоянный спор. В этом отношении, возможно, пропаганда позволит избежать негативных последствий от прививок. Блогеры и журналисты могут помочь в этом.

Обучать родителей, чтобы мамы и папы, ведя своих детей на вакцинацию в поликлинику, четко понимали, что ребенок в этот момент должен быть здоров. Что они могут сдать анализ крови, пройти обследование у невропатолога, перед тем как сделать эту прививку, чтобы потом избежать последствий. То есть доносить до родителей эту настороженность и недопущение подобных ситуаций. Когда казахстанцы каждую неделю будут хоронить детей, погибших от дифтерии, тогда общество задумается о вакцинации — доктор Комаровский

– Конечно, мы можем остановить, – парировал доводы Аружан Саин, министр здравоохранения. – Сказать, давайте доучим. Но это приведет к тому, что пострадает гораздо большее число детей. Думаю, останавливать нельзя! Нужно сразу обучать людей и проводить вакцинацию. И параллельно повышать требования. Да, осложнения были и будут. Но если мы не будем этого делать, гораздо больше детей умрет. К сожалению, сейчас эти проблемы нарастают.

Поэтому ни я и никто другой не можем себе позволить, чтобы перевести вакцинацию полностью на добровольный характер.

И в ближайшем будущем нужно, чтобы вакцинация была обязательной для безопасности нашего населения, и в особенности детей с ограниченными возможностями, с ДЦП и детскими неврологическими заболеваниями. Они наиболее уязвимы перед лицом опасных инфекций.

Алматы