Дебаты были как никогда бурными – при том что у микрофона высказывались в подавляющем большинстве однополярные мнения. Тех, кто пытался высказаться против переименования, зал освистывал и заглушал криками, топаньем и улюлюканьем. В итоге… 10 улиц Караганды вскоре поменяют таблички.
Пройду по Аманжолова, сверну на Затаевича
Не совсем понятно, почему из 11 заявленных на переименование улиц, одну – Черкасскую – в конечном итоге убрали из списка, но перед началом слушаний на экране монитора в двух залах Дома дружбы красовалась надпись: “Публичные слушания по переименованию 10 улиц города Караганды”. Никого из пришедших в понедельник, 13 января, на это мероприятие количество переименовываемых улиц не смутило.
Все и так понимали, что камнем преткновения станет смена названия только одной улицы – Ленина.
Ее уже пытались переименовать в 2014 году, дав ей имя почетного жителя Караганды, бывшего ректора КарГТУ академика Абылкаса Сагинова, но 6 лет назад общественность шахтерского города настояла на том, чтобы имя вождя мирового пролетариата осталось в названиях его улиц. Сегодня местные исполнительные власти решили исправить это досадное недоразумение.
…Несмотря на то, что слушания по традиции назначили на будний день и в рабочее время, к 16.00 в фойе Дома дружбы было не протолкнуться. И если раньше на подобные мероприятия приходили в основном пенсионеры, в этот раз в глаза бросалось обилие приходящей группками молодежи. “Студентов нагнали”, – заметил стоящий передо мной в очереди к столику регистрации мужчина. Найти свободное место в актовом зале представлялось делом непростым, и многие участники слушаний были вынуждены занять стулья у мониторов в соседнем конференц-зале. Самые упорные остались стоять в проходах между рядами в актовом зале.
К назначенному времени, то есть к 17.00, на сцену поднялись секретарь городского маслихата Кудайберген БЕКСУЛТАНОВ и депутаты – Бейбит Досжанов и Геннадий Ивченко.
Открывая слушания, Кудайберген Бексултанович предостерег участников от излишней горячности в высказываниях:
– Вопрос архиважный, который вызовет определенные эмоции, но в то же время нам необходимо оставаться гражданами Казахстана и жителями города Караганды. Пройдут публичные слушания, мы выйдем отсюда и будем оставаться друзьями, коллегами, соседями. Поэтому очень прошу соблюдать нормы этики и культуру идеологии.
После чего к трибуне вышла руководитель отдела культуры и развития языков акимата Караганды Баян НУРТАЕВА и раскрыла интригу слушаний, объявив названия, на которые планировалось сменить старые вывески карагандинских улиц.
Четырем магистральным улицам – Ленина, Волочаевской, Кривогуза, Приканальной – предлагалось дать соответственно имена: писателя, поэта и мыслителя Абая Кунанбаева; ветерана ВОВ, почетного гражданина Караганды Камали Дюсембекова; поэта Касыма Аманжолова; названия местности в Центральном Казахстане – Сарыарка.
Менее значимые улицы предлагалось переименовать следующим образом. Улице Защитной дать имя этнографа и фольклориста Григория Потанина, Зональной – исследователя национальной казахской музыки Александра Затаевича. Олимпийскую назвать в честь ветерана труда, почетного гражданина Караганды Нарманбета Толепова, Кувскую – в честь ветерана ВОВ Героя Советского Союза Казыбека Нуржанова. Ныне существующую улицу Нуржанова переименовать в Мерей, действующую улицу Аманжолова – в Балкантау.
Как объявила чиновница, на этих 10 улицах ныне находится 1 382 строения, 1 565 земельных участков. И переименование на них, согласно законодательству, будет осуществляться за счет бюджета.
По поводу необходимости срочных ономастических мероприятий она пояснила следующее: административные единицы в Казахстане переименовываются по заданию Администрации Президента.
И Ленин такой…
Далее начались дебаты. К трем микрофонам, установленным в зале, выстроились длинные очереди желающих высказаться. В основном это были выступления людей, поддерживающих переименование. Зал взрывался аплодисментами и одобрительными криками, когда на чистейшем казахском языке выступила студентка из Темиртау по имени Елизавета СЕДЫШЕВА в поддержку смены названия улицы Ленина на Абая и паренек по имени Александр, представившийся другом внука Камали Дюсембекова и заявивший о необходимости увековечения имени героя Великой Отечественной.
Но захлебнулся от возмущения и негодования от первых слов пенсионерки Нины СЕРОВОЙ:
– Мои предки пришли сюда после Великой Отечественной войны, чтобы строить здесь Казахстан. Таких, как мы, детей и внуков репрессированных, очень много. Караганда построена руками военнопленных и переселенцев. Это история города. Я считаю, что родилась благодаря тому, что был Ленин. И считаю, что улицу Ленина в Караганде нужно оставить.
Крики и свист в зале заглушили голос женщины. А молодой человек у соседнего микрофона обратился к ней с вопросом:
– Вы потомок репрессированных, да? Вы зачем защищаете систему, которая репрессировала ваших предков? Без "Пионерской" и "Коминтерна": сколько "советских" улиц было переименовано в Караганде
Женщину оттеснили от микрофона, слово взял ее оппонент:
– Советский Союз оставил нам много хорошего, но мы помним и плохое. Это и голодомор, и красный террор, когда расстреляли алашординцев за то, что они хотели автономию Казахстана в составе России. Когда наших матерей били саперными лопатками в декабре 1986 года за то, что они хотели не казахского, а именно казахстанского лидера. Если будет улица Ленина, у молодого поколения будет ненависть ко всему русскому. Молодое поколение должно учиться русской культуре через Пушкиных и Есениных, а не через Лениных и Сталиных.
Эти слова были встречены бурными овациями.
– Владимир Ильич Ленин, безусловно, великий человек, создавший новое государство, – попыталась смягчить накал страстей в зале доктор исторических наук, профессор Карагандинского государственного университета Зауреш САКТАГАНОВА. – Он пытался ввести в историю утопию создания государства равных. Часто приводятся аргументы в защиту сохранения улицы Ленина, что именно Ленин подписал 26 августа 1920 года декрет о создании Киргизской (Казахской) ССР. Но не будем забывать, что до того, весной 1920 года, была уничтожена существовавшая 2 года первая казахская автономия Алаш, созданная представителями национальной казахской интеллигенции. Мне кажется, что, когда вместо имени политического, даже видного, деятеля дается имя основоположника казахской литературы, величайшего мыслителя, – это хорошо.
Это выступление также было встречено бурными аплодисментами и выкриками согласия. Но пик эмоций в зале был вызван выступлением общественника Айткожы ФАЗЫЛА.
– Кто такой был Ленин? Первый российский нобелевский лауреат Иван Бунин писал о Ленине: “Этот интеллигентный идиот…”. Писатель Куприн был сторонником Ленина, но после встречи с ним написал, что у Ленина в каждом предложении звучат слова “убить”, “повесить”. Нужен нам такой Ленин, такой изверг и убийца? – обратился он к залу.
– Нет! – дружно отозвался зал.
– Я предлагаю и памятник Ленину убрать тоже! – завершил свое выступление оратор и удалился под восторженные крики и аплодисменты.
Кто заплатит за “банкет”?
И столь же дружной нетерпимостью зал встречал противоположные мнения людей, высказываемые у микрофона.
Когда пенсионерка Лидия МОРГАЧЕВА заявила, что согласна на все переименования, кроме одного – улицы Ленина, поскольку это – история Казахстана, ей не дали высказаться, заглушив свистом и криками: “Какая, к черту, история?”.
Едва блогер Иван СТРИЖАКОВ проронил фразу о том, что онлайн-голосование в Интернете показало, что противников переименования улиц в Караганде значительно больше сторонников, произошло то же самое.
Его слова о том, что названия улиц – это история города, потонули в неодобрении зала, и блогер покинул зал, так и не получив возможности закончить выступление.
– Мы все знаем, что в интернет-голосованиях принять участие может любой житель нашей планеты, – под крики и топот выразил мнение большинства модератор слушаний.
– Я сейчас выражу непопулярное мнение, которое обсуждали в Интернете, – пробившись к микрофону, сказал молодой карагандинец Ерлан РЫСПАЕВ. – Переименовывать улицы нужно, я согласен, это наша история. Но у нас что, некуда потратить эти деньги? Почему нельзя построить теплые остановки? Малоимущие, дети-сироты – масса социальных проблем. Давайте будем тратить на переименования, когда у нас будут лишние деньги. Я налоги плачу, почему кто-то за меня решает, как этими деньгами распоряжаться? Это наши с вами деньги они тратят на переименования!
По мере его выступления росло недовольство зала. Ему также свистели и выкрикивали с мест.
– Казахи – очень дружелюбный и доверчивый народ, – взял слово модератор слушаний Кудайберген Бексултанов. – Встретил всех, кто приезжал на его землю. А в результате? Когда приехали сюда люди, здесь не было пустыни, здесь был народ. Каждая сопка и речушка имели свое название. Но должно быть стыдно, что в Караганде есть названия, которые просто унижают человеческое достоинство, – например, улицы Складская, Шиферная, Тупиковая, Торпедная и другие.
Следующая выступающая стала петь на трибуне, зал с восторгом подхватил ее инициативу.
После этого на сцену поднялся представитель “купечества”, как он представился, владелец компании, выпускающей молочную продукцию, предприниматель Ерлан АШИМ.
– Остался открытым вопрос о том, кто будет платить за “банкет”, – с усмешкой произнес он. – Наша компания в год в республиканский бюджет платит примерно 250–300 миллионов тенге, а в областной и городской бюджет – примерно 500 миллионов. Мы готовы заплатить больше и взять на себя всё переименование улиц.
Зал зашелся от восторга, спустившемуся в зал предпринимателю жали руки, обнимали, благодарили.
Процедура голосования была проста: модератор выкрикивал названия улиц, зал кричал и поднимал руки. Помощники Кудайбергена Бексултанова проявили невиданную сноровку, успевая в считаные секунды подсчитать голоса “за”, “против” и “воздержались”.
Теперь, согласно законодательству страны, акимат и маслихат внесут на рассмотрение ономастической комиссии предложения по переименованию 10 улиц в городе. И после утверждения их на республиканском уровне в городе начнут менять таблички – если спонсор сдержит слово, за его счет.
КАРАГАНДА