"Нет ни одного закона без поправки": почему чиновники предлагают "абсурдные" законопроекты, но не реализовывают их - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Нет ни одного закона без поправки": почему чиновники предлагают "абсурдные" законопроекты, но не реализовывают их

"Нет ни одного закона без поправки": почему чиновники предлагают "абсурдные" законопроекты, но не реализовывают их

14 января в Нур-Султане прошла встреча полицейских и депутатов сената, где сотрудники правоохранительных органов озвучили ряд очередных инициатив по улучшению жизни граждан Казахстана.

  • 16 Января 2020
  • 13142
Фото - Caravan.kz

Во-первых, столичные полицейские предлагают штрафовать управляющие компании и жильцов дома за то, что те не сообщают о каких-либо правонарушениях, вроде нарушения тишины или нелегальной сдачи жилья в аренду. Правоохранители отмечают, что такие нормы помогли бы снизить бытовое насилие.

Второе предложение касается паркингов и автостоянок с камерами наблюдения. Полицейские считают, что было бы неплохо, если бы застройщик дома согласовывал эту часть с департаментом полиции. Такая норма поможет, по их мнению, снизить автокражи, угоны, скопления машин, а также обезопасит детей, считают стражи порядка.

Третье предложение — за сохранность своего имущества административную ответственность должны нести сами собственники. 

Стоит отметить, что это далеко не первый случай, когда сотрудники госорганов предлагают весьма неоднозначные законопроекты, которые общественность встречает критикой. Более того, известно также немало случаев, когда подобные предложения просто «замораживались» и никак не реализовывались, зато были озвучены.

В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным правозащитником Евгением ЖОВТИСОМ, дабы выяснить, почему госсотрудники периодически предлагают различные нестандартные нововведения, которые редко воплощаются в жизнь.

Во-первых, далеко не секрет, что наша полиция жутко не любит всякого рода нераскрываемые дела, когда они не могут раскрыть преступление по горячим следам: мелкие кражи или разного рода грабежи, происходящие на пустынной улице, без свидетелей и фактических данных. И когда человек приносит им заявление, полицейские начинают уговаривать его не писать, потому что для них это будет головная боль, так как найти они никого не смогут, и у них будет висеть нераскрытое преступление. Полицейские вообще не любят подобные заявления, которые невозможно раскрыть.

Это связано с тем, что наша полиция продолжает существовать в рамках показательной раскрываемости, когда оценку их эффективности ведут по тому, сколько преступлений было совершено на их участке и сколько они раскрыли. Чем хуже эти показатели, тем хуже для всего департамента, после чего всех начинают отчитывать. Это также приводит и к сокрытию преступлений.

Во-вторых, рассуждения о том, что люди сами виноваты, те, кто попадается в лапы мошенников, и те, кто оставляет машины… Но дело в том, что это не проблема полиции, их задача — раскрывать преступления. Уже другой вопрос, как обращаться к гражданам, дабы они вели себя осторожно и предусмотрительно. Это можно делать, но за то, что граждане себя легкомысленно ведут, накладывать систему штрафов… Это называется перекладывать с больной головы на здоровую.

Если преступление совершено, то это не проблема полиции, как повел себя в этой ситуации человек. Это то же, что и знаменитые дела об изнасилованиях, когда говорят, что «она сама это спровоцировала, надев короткую юбку». Проблемы полиции здесь в том, что насиловать нельзя, и неважно, в чем человек ходит или где и с кем он находится.

Самое печальное, что упор не туда делают. Надо обращать внимание на предупреждение этой преступности и работать с криминальной средой. Конечно, нужно граждан призывать быть более бдительными, но использование таких репрессивных мер в настоящий момент не самое главное. Важно, чтобы у людей было доверие к полиции.

— Как вам кажется, почему многие граждане не сообщают в полицию о происшедших правонарушениях?

— Вы попробуйте туда сообщить что-то. Как бы вас самих не сделали виноватым или не затаскали потом по разным инстанциям. У нас же принято считать, что с полицией лучше не связываться. И временами совсем не безосновательно. Поэтому граждане и не хотят туда что-либо сообщать во избежание лишней головной боли.

У нас же вообще общество достаточно подозрительно относится к полиции и старается с ним меньше пересекаться, кроме случаев, когда это совсем уж необходимо, а по таким делам тем более. Найти понятого или свидетеля полицейским самим трудно, поэтому зачастую они привлекают к делу своих собственных понятых, что тоже достаточно хорошо известно.

Поэтому весь этот разговор — он скорее переводит стрелки или меняет тему. Разговаривать нужно совершенно о другом, о повышении доверия к полиции. Будет высокий уровень доверия, будет гораздо больше шансов, что люди будут приходить и о чем-то сообщать, а если народ будет продолжать не доверять полиции, так еще и бояться, то никто вообще обращаться не будет, чтобы не создавать себе лишней головной боли. Кроме того, полиция должна не отмахиваться, а пытаться расследовать все преступления и бороться с безнаказанностью.

Что касается информирования граждан, то тут надо проводить работу, но не таким репрессивным методом введения изменений в Административный кодекс. Иначе у нас появится еще одна форма обирания граждан.

— Как вы думаете, такие инициативы основательно обдумываются или это чисто предложение ради предложения?

— Трудно сказать, возможно, что-то у них обсуждается. Честно говоря, граждане, видимо, уже надоели полиции. Ходят, жалуются, поэтому они стараются как-то минимизировать их активность. Трудно сказать, в каких-то случаях это наверняка обдумывается, обсуждается, что-то может быть импровизацией или на эмоциях. Боюсь, что в ряде случаев импровизационные моменты могут лечь на благодатную почву. Зачастую наши депутаты действуют таким же образом и многие решения принимают, мягко говоря, непродуманно.

КСТАТИ. Если вам кажется, что подобные заявления о разнообразных предложениях чиновников притянуты за уши, то попробуйте самостоятельно вбить в Google фразу: «В Казахстане предложили ввести». Уже на первой странице вам выйдет как минимум три материала на данную тему.

К примеру, только за 2019 год в Казахстане предлагали: ввести обязательные физкультминуты в середине рабочего дня на всех предприятиях страны, новый предмет в школьную программу под названием «Основы здоровья и здорового образа жизни», а также новый праздник под названием «Көрісу күні», который знаменует начало весны. Причем это далеко не все триумфальные нововведения отечественных госслужащих даже за прошедший год, а лишь первое увиденное.

Всем понятно, что на каждый из этих проектов, естественно, запрашивалось определенное финансирование, а также озвучивались планы по их реализации. Но, к сожалению или нет, ни один из этих инновационных проектов так и не был реализован. Кроме того, г-н Жовтис рассказал,  почему подобные законопроекты в итоге оборачиваются еще большей головной болью для самих чиновников.

— Если посмотреть на подавляющее большинство наших правовых актов, то нет практически ни одного без поправок. Как только у нас принимают новый закон, через два-три месяца в него уже вносятся поправки. Так законы и принимаются, где-то с голоса или на слух. К сожалению, вся система законотворчества оставляет желать лучшего, и многие предложения или решения появляются ситуационно или на эмоциях, но через какое-то время они уходят, когда уже нанесли какой-то вред.

— В казахстанских СМИ неоднократно прослеживалась мысль, что среди чиновников существует негласное правило: якобы они должны регулярно предлагать какие-нибудь инициативы в качестве показателя их труда. Как вам кажется, стоит ли от этого отказаться?

— Оценивать таким образом действия госорганов, конечно, нельзя, это абсолютно бессмысленно. Я бы еще отказался от того, чтобы госорганы были обязаны обжаловать все решения, которые вынесены не в их пользу. Есть еще одно негласное правило: если госорган проиграл в суде первой инстанции, то он обязательно должен дальше обжаловать решение и нагружать судебную систему, потому что он госорган. Нужно отказаться от всех формально-количественных показателей оценки госслужащих, но нам до этого еще далеко.

— Чем можно заменить это сомнительное правило, дабы улучшить работу госорганов? К примеру, в Интернете предлагают ввести штрафы для полиции.

— Действующее законодательство уже четко определяет полномочия и обязанности полицейских. Все это уже есть, нет необходимости вносить что-то дополнительно: есть Уголовный кодекс, Процессуальный кодекс и прочее. Репрессии – не самый лучший способ обеспечения эффективности. Надежда на то, что ты всех чем-то запугаешь, – не самая лучшая. Каждая репрессия в конце концов прекращает работать, и все время требуется ее усиление, если есть желание поддержать порядок и дисциплину таким способом. К примеру, у нас очень жесткое законодательство, карающее за коррупцию, а взятки брать продолжают.