Согласитесь, останавливаясь у лотков с халяль-продукцией, вы нет-нет да и задумывались о качестве этой продукции. И о том, действительно ли это “чистая” еда или так, для рекламы? Сертификатов в таких точках продажи обычно не предоставляют, а если, не дай бог, спросишь, не содержится ли в продукте свинина, то продавцы могут и обидеться.
Свои вопросы по этому поводу мы адресовали Марату САРСЕНБАЕВУ, председателю комитета стандартизации “Халяль” и президенту ассоциации “Халяль-индустрия” в одном лице. Он же является и автором многих халяль-стандартов в Казахстане.
– Почему люди с подозрением относятся к халяль-продукции?
– Как вы знаете, в исламе есть как запрещенное (харам) и разрешенное (халяль), так и сомнительное. Так вот, сомневаться человек должен во всем. Ведь порой даже чистый продукт может быть добыт нечестным путем – украден или отобран. Один из мудрецов прошлого как-то, увидев в своей постели хурму, решил ее съесть, но позже задумался: как она могла появиться здесь? Может, кто-то украл ее? Эти мысли не давали ему покоя, и он предпочел избавиться от этой пищи, чтобы сомнения не разрушили его дух.
– Ну а если взять за основу то, что можно проверить? Каковы требования к чистой продукции?
– Многие рядовые потребители знают о халяль весьма поверхностно. Самое главное: продукты, произведенные в соответствии с мусульманскими традициями, не должны содержать компонентов крови, свинины, удавленины, мертвечины. Сам забой скота должен происходить с произнесением молитвы “бисмилла”. Прежде чем приступить к работе, забойщик должен совершить ритуальное омовение. То есть в халяль должно быть выдержано все: и духовное начало, и стандарт качества, и технология.
Привлекательная вывеска
Сегодня в Казахстане, по данным ассоциации “Халяль-индустрия”, около 600 предприятий работает по халяль-стандартам. Плюс 30 зарубежных компаний. Получают сертификаты “халяль” как некоторые производители колбасы и масло-молочных продуктов, жвачек, напитков, так и птицефабрики, кондитерские производства и даже… туристические фирмы.
В будущем планируется производить халяль-фармацевтику, косметику – одним словом, охватить этим пока мало кому понятным, но многообещающим понятием многие сферы жизни.
Правда, по словам Марата Сарсенбаева, спрос рождает и “плохие” предложения:
– Есть предприятия, которые занимаются откровенной подделкой. Ставят знак “халяль” без получения сертификатов и должного производства. Так, в одной из областей страны один производитель выпустил несколько видов колбасы “Мусульманская”. Когда мы с помощью специальных тестов проверили их, в двух видах оказалась… свинина.
По словам эксперта, под вывеской “халяль” работают и некоторые кафе-забегаловки на рынках, в многолюдных местах. Но не факт, что там выдерживают стандарты.
– Мы заключили договоры с ветеринарной службой, санэпиднадзором и Национальным центром экспертизы и стандартизации, по которым они по нашей просьбе могут организовать проверку. Однако проверять мы вправе лишь те организации, которые получили у нас сертификаты “халяль”. Тех, кто их не имеет, мы проверять не можем…
К слову, в Казахстане официально утверждено более 30 организаций стандартизации, которые в случае отсутствия госстандартов разрабатывают их сами. Но функцию контроля должно осуществлять отдельное Агентство по стандартизации халяль, ведь за всеми частники не усмотрят, считают специалисты.
Рис с “кошачьим геном”
По словам Марата Сарсенбаева, сегодня очень сложно порой разобраться и в обычных продуктах питания, которые тоже, как выяснилось, могут таить в себе “запретные” гены.
– Вы никогда не задумывались, почему раньше, чтобы вырастить курицу из яйца, требовалось 124 дня, а сейчас достаточно 30–36 дней? Дело в корме для цыплят.
Некоторые птицефабрики применяют для этого мясо-костную муку, куда идет все – кровь, некачественные яйца, пух, мясо павших цыплят. Эту смесь перемалывают, делают из нее корм. И цыплята уже с первых дней становятся каннибалами.
Чтобы цыплята не болели, их пичкают антибиотиками. Люди, употребляя эту продукцию в пищу, получают устойчивость к этим антибиотикам и передают ее по наследству детям.
Когда куры подрастают, им начинают давать гормоны роста, как правило, это женские гормоны, которые по пищевой цепочке могут передаваться нашим детям, употребляющим курятину. Вот почему девочки рано начинают взрослеть, а мальчики могут стать женоподобными. Когда это выявили в Малайзии, там на птицефабриках отказались от мясо-костной муки и гормональных добавок. Некоторые стандарты халяль из Малайзии мы внедряем у себя в Казахстане. Но работы – непочатый край!
И не только по мясу. Несколько лет назад был скандал по поводу риса из Канады и Австралии – там селекционеры внедрили в рис… гены кошки – для отпугивания мышей. Мыши перестали есть этот рис. Но люди-то едят! А это – “харам”, запрещенная в исламе еда.
– Можно ли у нас в Казахстане доподлинно установить, есть ли в продукте запрещенные гены?
– Национальный центр биотехнологий предоставил нам такие тестеры: в течение нескольких минут методом хроматографии можно определить наличие в продуктах человеческого, свиного, кошачьего и других генов, а также сои и сухого молока.
Но многое и так известно. Например, используемый в кондитерском производстве кармин получают из кошенили – насекомого-червеца, который к халяль никак не относится, – уточняет Марат Сарсенбаев. – Применяются в производстве конфет и других сладостей и различные загустители, получаемые из свиного жира.
Одним словом, постигая халяль-стандарты, мы начинаем медленно, но верно разбираться в качестве того, что едим.
Где стандарты?
В департаменте государственного санитарно-эпидемиологичес-кого надзора Алматы, куда мы обратились за комментариями, нам сообщили, что контроля продуктов на предмет халяльности эксперты не проводят:
– Мы проверяем продукты на предмет безопасности для здоровья человека, а попадет ли он при этом в ад или в рай, нас не интересует. К тому же у нас, кажется, всего один или два стандарта халяль зарегистрировано по стране, – уточнил начальник пищевого отдела Саят КАУМЕТБАЕВ. – Стандарты должен проверять государственный орган, выдавший сертификаты.
Так что, получается, халяль есть, но его как бы нет?
В АО “Национальный центр экспертизы и сертификации” (НацЭКС) нам подтвердили: в Казахстане утвержден и действует только один стандарт халяль – на колбасу вареную: СТРК 1353–205.
– Все остальные стандарты либо международные, либо стандарты организаций. Захотели вы, к примеру, производить колбасу “Мусульманскую” – разработали свой стандарт, согласно которому обязуетесь использовать халяль-ингредиенты. Проходите согласование и получаете сертификат. Но единого стандарта для всех нет, – поведала нам заведующая сектором отдела подтверждения соответствия пищевых продуктов НацЭКС Назира САЛМЕНБАЕВА.
Примерно об этом же говорится в недавнем обращении группы религиозных деятелей и предпринимателей от халяль к Премьер-министру Кариму Масимову.
Они написали: “Следует заметить, что вся суть деятельности председателя технического комитета по стандартизации “Халяль” Сарсенбаева М. А. сводится к выдаче сертификатов, за что ему перечисляются дивиденды с реализованной продукции. Но полное соответствие продукции халяль требованиям шариата ведомо одному лишь Всевышнему. К чему могут привести столь безответственные действия и каков будет урон, нанесенный нравственному облику общества мусульман и страны?”.
Они предложили создать департамент или комитет “Халяль” при правительстве РК либо при Агентстве по делам религий, а также нормативно-техническую базу для проведения единой политики в области халяль-продукции и услуг. Также, по их мнению, нужно создать орган сертификации и испытательной лаборатории системы “Халяль”, и испытание должно проводиться в том числе и на генетически модифицированные источники (ГМИ).
Можно все, что полезно
Мы поинтересовались у представителей различных конфессий, как у них относятся к чистоте продуктов?
По словам протоиерея Евгения ИВАНОВА, руководителя информационного отдела Казахстанской митрополии, в православии нет таких обширных запретов на ту или иную еду, как в иудаизме или исламе:
– Первый запрет, который идет еще со времен библейских, с Ветхого Завета, – не вкушать кровь. Этот завет мы соблюдаем до настоящего времени, христианам запрещено вкушать в пищу кровь и продукты, ее содержащие. Единственным исключением может быть употребление продуктов крови в качестве лекарств. Есть понятие из заповеди Ноя: не употреблять частей от еще живого животного. То есть убой должен быть щадящим. Уже в Новом Завете в книге “Деяния” есть напоминание про то, что нельзя употреблять мясо животного, из которого кровь не вытекла. Специи разрешены в умеренном количестве. Категорически запрещаются обжорство и пьянство. Есть еще один грех – лакомство, по-старославянски – гортанобесие. То есть когда человек употребляет пищу не с целью утолить голод или пополнить баланс белков и углеводов, а с целью наслаждения.
В христианстве важную роль играет то, как человек принимает пищу: она должна благословляться. Молитва читается до и после принятия пищи.
Кашрут – это почти пятьдесят заповедей
По словам главного раввина Казахстана Ешаи КОГЕНА, кашрут – это система правил, состоящая из почти пятидесяти заповедей, предписанных Торой, которая определяет, что может употреблять в пищу еврей и что не может. Все фрукты и овощи кошерны, если они не подвергались никакой обработке, в том числе не были разрезаны. Кошерные виды рыбы обязательно должны иметь чешую и плавники. Строго запрещено есть насекомых, червей и морепродукты.
– В синагоге есть список кошерных продуктов, которые можно приобрести в любом магазине. Этот список постоянно контролируется. Например, в казахстанских магазинах есть ряд продуктов, завозимых из России, где за их производством установлен тщательный раввинатский контроль, – пояснил нам главный раввин. – Есть несколько сортов магазинного хлеба, которые мы считаем кошерными.
А вот что касается мяса и молока – здесь не все так просто. В Казахстане из списка кошерных животных представлены только корова и баран, а также птица – курица и утка. Для того чтобы получить кошерное мясо, община делает соответствующий заказ производителю – например, на ферму, на которой выращивают немолочные породы коров. Специально обученный человек едет на эту ферму, производит забой и затем тщательно, в соответствии со строгими процедурами проверяет животное на кошерность. Далее мясо подвергается специальной обработке, которая вызвана запретом на употребление в пищу крови. И только после этого мясо попадает на стол.
Кошерным молоком является только коровье. И мы должны быть уверены в том, что покупаем не смесь молока от разных видов животных. Поэтому кошерным считается только молоко, над производством которого был установлен раввинатский контроль.