В начале ноября 2019 года выходец из Казахстана Виталий Миллер – экс-футболист, ранее тренировавший в академии «Кайрата», был назначен тренером по работе с вратарями в российской академии ФК «Локомотив».
Он рассказал корреспонденту медиа-портала Caravan.kz, в чем отличия казахстанской системы подготовки футболистов от российской, какие условия предоставлены детям в академии ФК «Локомотив», а также в чём академия «Кайрата» лучше. Кроме того, тренер заявил, что готов поработать в любых юношеских сборных Казахстана по футболу бесплатно.
— Расскажите, как вы оказались в академии ФК «Локомотив»? Откуда появилось такое внезапное предложение?
— Предложение получилось, можно сказать, случайное: в мае 2019 года я ездил на конференцию тренеров по работе с вратарями под эгидой РФС (Российский футбольный союз – прим.ред), там меня добавили в группу в WhatsApp «Вратари России». Оттуда и пришло сообщение, что в академии ФК «Локомотив» ищут тренера по работе с вратарями. Я решил рискнуть — отправил свое резюме, через неделю мне позвонил старший тренер по вратарям в академии Александр Юрьевич Криворучко, мы с ним поговорили. Он спросил, готов ли я к переезду и когда смогу приехать на просмотр? Я ответил, что могу приехать в любое время. Оставалось лишь дождаться, когда он переговорит с куратором клуба и мне перезвонит. Звонка я ждал недели три, думал, что не позвонят, особых надежд не питал, потому что попасть в топовую академию очень тяжело, спокойно готовился к переподтверждению своей тренерской категории A UEFA. Когда я приехал с переподтверждения категории, мне, наконец, позвонили и сказали приезжать в ближайшее время на недельный просмотр. Я сразу купил билет и на следующий день прилетел в Москву.
— И как же проходил ваш просмотр?
— Я познакомился с куратором тренеров по работе с вратарями и спортивным директором академии ФК «Локомотив» Владимиром Николаевичем Малышевым. Я думаю, он не нуждается в представлении. Он попросил рассказать меня, как я работаю. Я показал свой годовой план, микроциклы и конспекты тренировок, чтобы не объяснять на пальцах. После чего Малышев спросил меня, с собой ли у меня спортивная форма. Я говорю: «Конечно». В ответ услышал: «Ну, переодевайтесь, через час тренировка!»
Что меня удивило, так это то, что все вопросы о моей тренерской деятельности были о «Кайрате»: «А как в «Кайрате»? А правда ли там шикарные условия? Правда, что академия очень сильная?» Было очень приятно, что «Кайрат» на слуху. Мне, как воспитаннику «Кайрата», это приятно вдвойне, но, конечно, всё это заслуга Кайрата Боранбаева.
— Ранее вы работали в академии «Кайрата». Проведите аналогию: сильно ли отличаются академии друг от друга по условиям?
— Если сравнивать эти две академии, то в плане инфраструктуры, конечно, «Кайрат» опережает все московские топы, условия там просто космос!
Но в плане уровня футболистов «Локомотив» опережает. И дело не в том, что в «Кайрате» плохие футболисты, дело в уровне сопротивления: первенство Москвы находится на очень высоком уровне, и ребята каждую неделю играют против лучших, плюс первенство России и зарубежные международные турниры. К сожалению, «Кайрату» такое сопротивление в Казахстане никто оказать не может. А то, что работа в этих академиях выстроена, как положено, это ни для кого не секрет. В Казахстане есть много квалифицированных специалистов, но нет условий для развития юных талантов. Зато у всех команд есть деньги привозить легионеров, и ни у кого, кроме «Кайрата», нет денег, чтобы вложить в детскую академию.
В Казахстане многие директоры Футбольных центров не знают игроков академии в лицо. В «Локомотиве» такое невозможно. Директор академии Кузьмичев и все его помощники: Малышев, Антипов знают не то, чтобы в лицо, всех игроков, а знают всю биографию каждого игрока, даже любимое блюдо каждого скажут вам. И это не шутки, это действительно так. Кстати, в «Кайрате» Патрик ван Луивен в свое время тоже знал всех в лицо, Галямин и Нойштедтер, которые были после него, тоже знали всех. В этом плане «Кайрат» держит планку. Могу сказать, что академия «Кайрата» на хорошем счету в России. Многие удивляются, когда узнают, что на работу мы заходили по отпечатку пальца.
— А хотели бы вы, к примеру, поработать в сборных командах Казахстана и в дальнейшем передать им свой опыт?
— Конечно, хотел бы. Я бы даже сказал, что мечтаю об этом, всё-таки в Казахстане и начался мой тренерский путь. Поработать в любых юношеских сборных я готов в любой момент, и мне не надо платить ни копейки. Я готов приезжать в сборные бесплатно, тем более, попав в «Локомотив» мне есть, что показать и рассказать. Те вещи, которые мы делаем под руководством Малышева, скажу вам честно, я не видел нигде и ни у одного тренера по вратарям. Есть что-то похожее, но объяснить это люди не могут, поверхностные знания есть у многих, но глубинные есть у единиц.
— Ну, и напоследок, расскажите, с чего начался ваш тренерский путь, с чем приходилось сталкиваться, и с кем из казахстанских тренеров вам удалось поработать?
— В 2016 году я закончил карьеру футболиста, не то, что бы мне ее хотелось закончить, но в один момент просто понял, что больше не хочу играть, слишком много было причин разочароваться в казахстанском футболе, в людях, которые там работали. И я решил поступить учиться на тренера. Высшее образование тренера-преподавателя у меня было, огромное спасибо Станиславу Погорелову, который курировал нашу группу, и до сих пор мы с ним поддерживаем связь: если есть какие-то моменты, касаемо тренировок, он всегда подскажет и посоветует, как лучше. Пока шло моё обучение, я работал в частной футбольной школе «Арман», кстати, позвал меня туда, точнее я сам напросился, Эдуард Глазунов. Сначала я помогал Владимиру Шаяхметову, но буквально через 2 месяца подошёл и попросил у Глазунова дать мне вести группу самому. Глазунов посмотрел конспекты и дал возможность проявить себя. Так я начал тренировать, помогал мне Гани Кайназаров — известный в прошлом футболист, у него младший сын занимался у нас, и поэтому Кайназаров с удовольствием помогал мне. Потом пришёл Сергей Жуненко, но с ним мы недолго проработали. Ещё была Юлия Медведева — в прошлом бывший арбитр и игрок сборной Казахстана, могу сказать одно, что смотреть на вещи под другим углом я научился у неё. Очень умная женщина, всегда подсказывала, поддерживала. Но, к сожалению, когда Глазунов уехал работать в «Кайсар», этот проект «приказал долго жить».
Есть вещи, с которыми я категорически не хотел мириться в плане отношения и проведения тренировочного процесса, и я ушёл оттуда. Конечно, хотелось работать в футболе, и было неважно, сколько платили, просто хотелось быть частью футбольного мира.
Потом как-то вечером мне звонит Владимир Раскулов, который был у меня тренером по вратарям в ФК «Иле-Саулет», и говорит: «Виталя, ты же сейчас без работы? Мне Черепанов звонил, спрашивал, есть, кто на примете, в «Кайрат» ищут тренера по вратарям. Ты хочешь?» Конечно, я захотел, тем более, «Кайрат» — мой родной клуб. Отправил на почту резюме, и через пару дней меня позвали, приехал на собеседование, Черепанов меня встретил, поговорили с ним, пошутили, и он отвёл меня к Галямину. Дмитрий Александрович поинтересовался, действительно ли я воспитанник «Кайрата», и отметил, что это хорошо, что человек, который душой с «Кайратом», приходит в свой родной дом. Правда, когда я был в «Кайрате», такого дома там и в помине не было, только избушка одна на улице Каблукова (смеется).
Он посмотрел моё резюме, увидел игровую карьеру, 2 высших образования, плюс, в тот момент я обучался на категорию. Он отметил, что опыта тренерского маловато, но все равно меня взял. Я за три дня собрал все необходимые документы и приступил к работе. Проработал я там почти полтора года, очень хороший и дружный коллектив был в «Кайрате», тем более, что со многими тренерами мы вместе играли. И я считаю, что именно «Кайрат» сделал из меня тренера, сначала, правда, сделал из меня футболиста, а потом уже тренера.