От Большого Васи – до “Астаны” - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
От Большого Васи – до “Астаны”

От Большого Васи – до “Астаны”

БК “Астана” – далеко не первый баскетбольный проект в Казахстане. Он появился в этом году специально под участие в Единой лиге ВТБ. Трудно говорить, какая судьба ждет “Астану” и сколько просуществует этот проект. Хочется верить, что столичный клуб не будет однодневкой и продолжит традиции казахстанского баскетбола, заложенные еще в середине прошлого века.

  • 7 Октября 2011
  • 4109
Фото - Caravan.kz

Ахтаева знали все

Большой баскетбол пришел в Казахстан в 50-е годы вместе с Большим человеком. Появление в алма-атинском “Буревестнике” 236-сантиметрового Увайса Ахтаева заставило всех обратить внимание на команду из небаскетбольной тогда советской республики. А когда к Васе (как называли Увайса) присоединился разыгрывающий Арменак Алачачян, то коллектив из Алма-Аты начали воспринимать как серьезного соперника.

Семья чеченца Ахтаева была репатриирована в Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Спортом Увайс начал заниматься в Караганде. Благодаря своим уникальным физическим данным Ахтаев мог добиться успеха в любых силовых дисциплинах. Он перепробовал многие виды спорта – легкую атлетику, бокс, борьбу, хоккей с шайбой, пока тренер Исаак Копелевич не предложил ему переехать в Алма-Ату и заняться баскетболом. Ахтаев последовал этому совету, о чем никогда не жалел.

“Посажу на щит и не сниму!”

Соперники алма-атинского “Буревестника” схватились за голову – в то время в командах редко можно было встретить двухметровых игроков, а тут против тебя выставляют такую глыбу. Вот и шли они на разные хитрости. К примеру, игрок московского “Динамо” Виктор Власов щекотал Ахтаева во время приема мяча. Тбилисский динамовец Абашидзе тоже старался вывести Увайса из себя, пока тот не отдавил ему ногу. Грузинский баскетболист даже на время потерял сознание, после чего прекратил свои “шуточки”. Доставалось от Ахтаева и судьям, одного из которых он даже предупредил такими словами: “Еще раз ни за что свистнешь пробежку, посажу на щит и не сниму!”.

Гигант и малыш

Самым большим другом Ахтаева в “Буревестнике” был Алачачян. Порой было смешно наблюдать, как выполняют совместные упражнения гигант Увайс и малыш Арменак. В жизни же они были не разлей вода.

Именно Ахтаев позвал Алачачяна в Алма-Ату, когда на том в Ереване после травмы поставили крест. Здесь Арменак сразу вышел на ведущие роли, заслужив впоследствии вызов в московский ЦСКА и сборную СССР. С армейцами Арменак шесть раз выигрывал чемпионат СССР и дважды – Кубок европейских чемпионов, а в составе советской сборной четыре раза побеждал в чемпионатах Европы, также стал серебряным призером Олимпиады-1964.

Ахтаева тоже пробовали в сборной СССР. Однако закрепиться в ней ему помешали его чеченские корни. Говорят, что Лаврентий Берия гарантировал Увайсу место в сборной СССР только в том случае, если он сменит фамилию на Копелевич. Но Ахтаев не стал этого делать, и его опыт сборника ограничился товарищеской игрой в Болгарии, после которой алма-атинского центрового обвинили в поражении и перестали вызывать в национальную команду.

Ахтаев по состоянию здоровья завершил карьеру в 27 лет, уехал тренировать в Грозный, где умер в 1978 году. Алачачян в начале 1970-х эмигрировал в Канаду, где живет по сей день, владея сетью ювелирных магазинов в Торонто.

Не хватало… внимания

Между тем семена, брошенные в благодатную почву казахстанского баскетбола Ахтаевым и Алачачяном, начали давать всходы. Баскетбольный бум, начавшийся в республике, привел в секции таких в будущем ярких игроков, как Владимир Калюжный, Юрий Поздняков, Валерий Платонов, Владислав Анисимов, Анатолий Никишин, братья Шведовы, а из Москвы наставник “Буревестника” Игорь Попов привез будущего чемпиона мира Владимира Андреева.

В то время в Алма-Ате еще не было Дворца спорта. На его месте стояли летние открытые площадки с деревянным покрытием, на которых тренировалась наша команда, переименованная к тому времени в “Локомотив”. Матчи же она проводила в маленьком зальчике АДК, где не было трибун, однако народ на игры все равно пробивался.

Обладая неплохим подбором игроков, “Локомотив” 1960-х так и не добился серьезных успехов на всесоюзной арене.

– На мой взгляд, команда в Алма-Ате была очень перспективная, – вспоминает живущий ныне в Москве чемпион мира Владимир Андреев. – Однако, кроме начальника Казахской железной дороги Ивана Задорожного, никто не приложил усилий, чтобы ее понять, почувствовать. Нам не хватило совсем чуть-чуть, чтобы подняться наверх.

Наши чемпионы

Наверх алма-атинская команда пробьется позже, вновь сменив подведомственную прописку с железнодорожной на армейскую. А пока в ней появился первый свой чемпион мира.

– В 1967 году в Уругвай я поехал фактически алмаатинцем, – говорит Андреев. – Тогда в советском баскетболе проводился эксперимент: игроки сборной были освобождены от матчей за свои клубы, готовились к Олимпиаде-1968. Получилось так, что из “Локомотива” я уже ушел, но за московский ЦСКА еще ни разу не сыграл. Так что золотая медаль чемпиона мира больше чем наполовину алма-атинская.

В Мехико в 1968 году в составе сборной СССР Андреев выиграл бронзовую медаль Олимпийских игр. Спустя же четыре года в Мюнхене, когда советские баскетболисты впервые стали олимпийскими чемпионами, его уже не было в команде, хотя в 1971-м Андреев в третий раз выиграл чемпионат Европы.

В числе тех, кто ковал историческую победу советского баскетбола в Мюнхене, был Алжан Жармухамедов. Он родился в Южно-Казахстанской области в районе, который впоследствии был передан соседнему Узбекистану, в семье отца-казаха и русской матери. Начав играть в ташкентском СКА, Алжан дважды пытался перейти в алма-атинский клуб, но его каждый раз возвращали обратно – таким было указание Москвы. Тем не менее, ни разу не сыграв за команду из Казахстана, Жармухамедов вошел в историю как первый казах – олимпийский чемпион. Первым же полноценным воспитанником нашего баскетбола – победителем Олимпиады – стал в 1988 году Валерий Тихоненко.

80-е годы – взлет алма‑атинского СКА

По иронии судьбы, если провести параллели с Жармухамедовым, Тихоненко родился в Узбекистане. Однако азы баскетбола постигал в Алма-Ате у Сергея Зозулина. Вообще, середина и вторая половина 1960‑х годов оказались очень плодовитыми для Казахстана на рождение классных баскетболистов. Только один 1964 год подарил Валерия Тихоненко, Юрия Жуканенко, Романа Овчинникова, Андрея Филиппова. На год старше были Анатолий Марченко и Владимир Табакаев. Позже подошли Олег Мелещенко с Владимиром Кузнецовым. Они составили костяк алма-атинского СКА, который попытался во второй половине 80-х годов нарушить сложившийся в советском баскетболе расклад сил. Казахстанские ребята вмешались в спор московского ЦСКА, каунасского “Жальгириса”, ленинградского “Спартака” и киевского “Строителя” (впоследствии “Будивельника”), привыкших делить медали всесоюзного чемпионата только в своем узком кругу.

Заставили себя уважать

В сезоне-1987/88 недавний участник первенства СССР в первой лиге пробился в “Финал четырех” высшей лиги.

– Тот результат стал самым весомым достижением СКА, – считает Юрий Жуканенко. – В “Финале четырех” мы боролись за медали с ЦСКА, “Жальгирисом” и “Будивельником”. Ключевую встречу за бронзу проиграли украинским “строителям” всего в одно очко.

– Сезон, когда мы, едва вернувшись в высшую лигу, заняли четвертое место, действительно стал самым запоминающимся, – соглашается со своим одноклубником серебряный призер чемпионата мира 1990 года Олег Мелещенко. – В решающей игре за третье место мы уступили “Будивельнику” на его площадке. Для нас это был большой успех. Казахстанский баскетбол доказал, что его надо уважать. Если говорить обо всех достижениях СКА, то надо вспомнить и второе место в самом последнем чемпионате СНГ. Правда, в то время все уже стало разваливаться.

Чего-то не хватило алматинскому СКА в конце 1980-х – начале 1990‑х, чтобы встать в один ряд с ЦСКА и “Жальгирисом”?

– Ответ лежит на поверхности: нам не хватало опыта, – продолжает Мелещенко. – У нас было только огромное желание и мастерство, которое мы имели на тот момент. Нельзя было ждать от нас мгновенного чемпионства. Заметную роль имел и психологический фактор: мы немного нервничали, осознавая, что играем против чемпионов мира и Олимпийских игр. К 90-м годам мы уже набрались опыта и, думаю, не развались Союз, могли бы претендовать на золото.

Надежда – на будущее

С распадом СССР произошел отток казахстанских баскетболистов в Россию. Молодые таланты Олег Тен, Александр Петренко, Игорь Грачев играли заметные роли в сборной и клубах нашего северного соседа. В Казахстане же баскетбол не умер. Правда, национальное первенство было не самого высокого уровня, поэтому изыскивались возможности для участия в чемпионате России. Это удалось сделать алматинскому “Отрару”. А выступление “Астаны” в Единой лиге ВТБ даст возможность новому поколению казахстанских баскетболистов попробовать свои силы в матчах против литовского “Жальгириса”, латвийского ВЭФа, эстонского “Калева”, украинского “Будивельника” и ведущих российских клубов.