Тюркские следы в Литве - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Тюркские следы в Литве

Тюркские следы в Литве

Вильнюс встретил солнцем, синим небом, безлюдными улицами и тишиной. Был уверен, что, выйдя из здания вокзала, увижу потоки дорогих современных авто. Но… ничего подобного: жилой вид городу придавали лишь несколько такси да одинокие троллейбусы.

  • 7 Октября 2011
  • 3280
Фото - Caravan.kz

Древние улочки Вильнюса

В отеле – пусто и тишина, даже звук шагов гасил ковер. Улыбчивая блондинка на ресепшене снабдила картой города, и… я попал то ли в XVIII, то ли в XIX век. По сторонам узких мощенных булыжником улиц чередовались витрины маленьких аптек, парикмахерских, книжных и галантерейных магазинчиков, устроенных за фасадами то краснокирпичных готических домов, то внутри зефирных зданий с балкончиками и колоннами в стиле барокко. И ни кондиционер, ни другая современная деталь не нарушала исторического облика.

Мимо проезжали редкие автомобили, в основном малолитражки. Они исчезали, и не оставляло впечатление, что находишься в сказке Гофмана или Андерсена. Хотелось фотографировать все – и балконы с кариатидами, и окна с лепными головами горгон или ангелочками по бокам.

Гуляя пешком по сказке, добрел до главной площади старого Вильнюса. Кафедральный собор издалека белел колоннами и статуями св. Станислава, св. Елены и св. Казимира на крыше. За собором высится Нижний замок – восстановленная резиденция литовских великих князей. А над собором, на Замковой горе, будто парит красная Башня Гедимина – великого князя литовского, основавшего Вильнюс. Этот архитектурный ансамбль является визитной карточкой города.

Но самое редкостное оказалось внутри собора – часовня св. Казимира. Ее построили итальянские архитекторы и скульпторы Кастелло, Сало и Тенкалла в 1623 году. Стены часовни выложены черным мрамором с деталями из белого и розового. В нишах стоят восемь деревянных статуй, покрытых серебром, – изображения великих князей литовских и королей польских. На стенах две фрески Паллони 1692 года. В центре стоит серебряный саркофаг святого Казимира – покровителя Вильнюса. Храм действующий, в часовне шла служба, люди молились под пение и органную музыку, звучащую откуда-то сверху.

Не смог пройти и мимо костела св. Анны – Наполеон говорил, что хотел бы унести его во Францию, как шкатулку. Но когда переступил порог костела св. Петра и Павла, просто застыл на месте.

Да, недаром этот костел вошел в Книгу рекордов Гиннесса, ведь в нем более двух тысяч (!) скульптур! Белоснежные фигуры спокойно и безмятежно глядят на вошедших.

Строгое крестообразное здание костела построил великий гетман Михаил Казимир Пац в 1670 году. В 1671–1704 годах его украшали резьбой итальянские скульпторы Перти и Галли. Михаил Пац умер, не дождавшись окончания строительства, и велел похоронить себя под порогом храма и написать на надгробной плите, что тут лежит грешник. Посмотрел на его парадный портрет – и подумал: похоже, покойник был прав…

Костел состоит из трех нефов, которые превращены в часовни. Барочные статуи и рельефы поражают красотой. В часовне св. Королев изображены в виде прекрасных женщин добродетели: терпение, смирение, невинность и милосердие. Тут и древо познания, и эпизоды из жизни Девы Марии. В часовне святых рыцарей – ценные статуи святого Флориана и святого Мавра. Повсюду ангелы и цветы, а сверху сквозь высокий купол льется мягкий, волшебный свет, играющий бликами на позолоте. Уходил с мыслью – хорошо, что такая красота просто есть на свете…

Легенды Тракайского замка

Дальше дорога привела в Тракай – древнюю столицу Литвы. Древний город расположен в 25 км от Вильнюса. Оставив позади озеро Тоторишкю (Татарское), направился к замку Витовтаса мимо старых деревянных домов и вдруг заметил вывеску с подписью “Караиму”. Оказывается, свой променад я совершал по улице Караимской. Я слышал, что татары и родственная им тюркская народность – караимы издавна жили в Литве, но не знал, где именно.

Главной достопримечательностью Тракая является окутанный мистикой замок Витовтаса. Он стоит прямо посреди озера Гальве. По деревянному мосту вошел в крепостные ворота и оказался в просторном дворе из средневековых построек. В замок можно попасть только через подъемный мост, висящий надо рвом с водой.

В рыцарском зале удивил потолок. Здесь собрали отличную коллекцию средневекового оружия и доспехов. Некоторые экземпляры откопаны под стенами замка. Но о самом невероятном рассказали две служащие музея.

По их словам, в рыцарском зале стоит сундук самого Витовта, так вот говорят, будто бы по ночам он улетает из зала, летит над озером, тонет, а под утро всплывает и возвращается в замок. По утрам он всегда бывает сырым, но стоит служащей пойти за тряпкой, по возвращении она находит его сухим.

Еще говорят, здесь по ночам появляются привидения. Об этом рассказывал сторож, который решился в 80-е годы остаться в замке на ночь. Он смог продежурить в здании только две ночи и затем отказался вообще там работать. А о привидениях рассказал только своим дочерям, чтобы его не сочли ненормальным. С тех пор в музее никто не остается на ночь. Дело в том, что в Средние века при замке во дворе находилась тюрьма, в которой пытали и казнили узников. Когда после войны пришли реконструировать здание, то в колодце тюрьмы обнаружили засыпанные землей скелеты. Озеро Гальве, на острове которого и стоит замок, в переводе означает “голова”. Все местные жители издавна знают, что если озеро не получает в жертву голову, то в предстоящую зиму не замерзает. Это пошло с тех пор, как головы казненных узников бросали в воды озера прямо из окон замковой тюрьмы.

Сейчас здесь расположился исторический музей. В экспозицию входят и многочисленные клады из серебряных и медных монет, которые чеканились когда-то здесь же и позже были найдены в окрестных лесах. Тут собраны коллекции старинных печатей и серебряных кубков, медной утвари, мебели и стекла, фарфора и курительных трубок. Можно увидеть панагию в обрамлении из самоцветов с портретом польского короля. И, конечно, портрет самого Витовта.

Татары – и в Литве татары

Князь Витовт был умен, хитер и осторожен. Своим соплеменникам он не доверял и после одного из походов пригласил из Крыма 400 караимских и татарских семей. Они поселились как раз на берегу между островом и другими заселенными улицами Тракая. В караимских домах традиционно три окна: одно для Бога, одно для Витовта и третье – для обитателей дома.

Караимы говорят на тюркском языке и исповедуют караизм – единственным источником которого является Ветхий Завет без каких-либо дополнений и комментариев. В караимском кафе его менеджер, местная караимка Елена ШПАКОВСКАЯ, рассказала, что сегодня в Литве проживают 250 караимов и татар. А в Тракае осталось только 25 караимов. На мой вопрос, заданный по-татарски: “Сiз татарша бiлясiз?” – Елена тут же ответила: “Бiлям!”.

По ее словам, в семьях здесь по-прежнему говорят на родном языке, который дети изучают в воскресной школе. Религиозные праздники караимы отмечают в кенессе – своем храме. Первая кенесса была построена в Тракае в XV веке. Здание горело, и последняя реконструкция была проведена в конце XIX века. Освящает брак, наставляет верующих и провожает в последний путь караимский священник – газзан. Караимская кухня напоминает кухню многих тюркских народов. Ее основой являются мясные и мучные блюда. В частности, очень популярны кыбыны, или кибинаи, – пирожки из дрожжевого теста в виде полумесяца с начинкой из рубленой баранины или говядины, которые выпекаются в духовке. Национальные караимские костюмы очень похожи на татарские. Впрочем, и внешне караимы – те же татары.

Возвращался из Тракая опять мимо Татарского озера. И было удивительно и приятно обнаружить в этом далеком краю частичку чего-то знакомого.