Классика жанра на все времена
Советские годы действительно стали золотой эрой детского кинематографа в Казахстане. «Казахфильм» в те годы практически не уступал пальму первенства студиям — лидерам этого направления: "Беларусьфильму" и Одесской киностудии. В 1960-х и 1970-х «Казахфильм» составлял им уверенную конкуренцию, здесь был настоящий бум детских фильмов. Хотя, как отмечают некоторые кинокритики, в силу некоторых национальных и ментальных отличий далеко не все казахские киношедевры детско-юношеской тематики выходили во всесоюзный кинопрокат и на телевидении, тем не менее дома их успех был ошеломляющим.
И сегодня, хотя прошло уже 40-50 лет, те ленты смотрятся на одном дыхании: «Алпамыс идет в школу», «Мой дом на зелёных холмах», «Сладкий сок внутри травы», «Погоня в степи», «Бойся, враг, девятого сына», «Сказка о прекрасной Айсулу»… И, конечно же, «Меня зовут Кожа». Всё это было и остаётся классикой жанра детского кино. Благодаря таланту легендарного режиссёра Абдуллы Карсакбаева мир детства в этом потрясающем фильме показан с такой теплотой и любовью и одновременно с таким недетским реализмом, что по сей день никто не смог превзойти этот уровень. Современники вспоминали, что не только кино, но и вся жизнь этого великого человека была посвящена детям. Он тонко чувствовал и прекрасно знал их психологию, мог рассказать сотни историй, удивлявших силой духа, порядочностью и ответственностью маленького человека. Именно те истории из реальной жизни становились основой его фильмов, заставлявших людей одновременно смеяться и плакать. Карсакбаев в те годы, без преувеличения, задал планку всем режиссёрам детских и юношеских фильмов, причём не только казахстанским. Достаточно сказать, что ещё в далёком 1967 году его «Кожа» был удостоен специального приза Каннского кинофестиваля. В 2008-м казахстанские режиссёры попытались сделать ремейк под названием «Меня тоже зовут Кожа», но лента, увы, провалилась. Не тот уровень.
Пересматривая те ленты сегодня, остаётся лишь поражаться уровню и глубине психологической работы мастеров кинематографа советских лет. Но мы живём в другое время. Новым поколениям «некст» нужны новые сюжеты и герои. Поколения ребят, растущих на американских супергероях, предъявляют совершенно новую планку требований. Им нужен положительный герой, настоящий, современный, наш… И возникает резонный вопрос: кто и чем сможет продолжить ту классику, которую мы и сегодня продолжаем смотреть, но которой, увы, уже недостаточно?
Кто продолжит?
В 1980-х и 1990-х годах детское и подростковое кино от романтических сказочных сюжетов стало переходить к суровым (и зачастую совсем не детским) реалиям жизни юного человека. Трудные взаимоотношения с родителями, сверстниками или старшими подростками, адаптация в школе, одиночество, неумение общаться и, наконец, подростковая жестокость, которая на долгое время стала самой популярной и востребованной темой в юношеском кино. Тренд, заложенный скандальными фильмами «Чучело» Ролана Быкова и «Пацаны» Динары Асановой, со временем дошёл и до Казахстана. Однако сегодня уже мало кто помнит потрясающие фильмы «Торо» и «Чапай» Талгата Теменова или «Мутанты» Рустема Тажибаева. Лишь в 2013-м эту тему продолжил Эмир Байгазин в своих знаменитых «Уроках гармонии», взявших все возможные призы мировых фестивалей. Хотя детским это кино (хотя оно о детях) можно назвать с большой натяжкой, его даже взрослому человеку с крепкими нервами смотреть трудновато. Лента Байгазина поднимает совсем не детские темы, такие как жестокость, малодушие и двуличие полицейских, без зазрения совести ломающих детскую жизнь. Возможно, государство и не зря решило пощадить психику юных зрителей – широкие массы так и не увидели эту картину в кинотеатрах. «Уроки…» были сняты с проката практически сразу же после запуска.
И только теперь, в нынешнем десятилетии, долгую двадцатилетнюю паузу в настоящем детском кино прервала уже новая волна казахстанских режиссёров. Надо сказать, что эти ленты выглядят уже вполне современно. Они о нынешнем поколении казахстанских детей и, главное, сделаны по классическим сценарным традициям, где герой преодолевает какие-то преграды, проходит трудную дорогу испытаний, а в финале добро всегда побеждает.
Именно так сделаны прекрасные трогательные ленты «Аншы бала / Каникулы Камбара» Ержана Нурмухамбетова и «Меч победы» казахстанского киноклассика Асии Сулеевой. Два этих ярких фильма благодаря проверенным сюжетным ходам и шикарной современной технике были очень тепло приняты зрителем. Действительно, простая, где-то смешная, захватывающая и трогательная история всегда будет интересна детям, неважно, какого они поколения.
В свою очередь удивительная мистическая сказка Ахата Ибраева «Книга легенд. Таинственный лес» снята уже в ином формате – не «под приключения Буратино», а «под Голливуд». Авторов явно вдохновила идея сделать нечто вроде «Гарри Поттера» или «Властелина колец» на основе древней тенгрианской мифологии. Хотя сюжет не назовёшь композиционно выдающимся, в нём угадываются или «проглядывают» следующие события, тем не менее смотрится эта картина с восторгом и удовольствием, что во многом объясняется технологически шикарными спецэффектами.
«Специалисты искренне аплодируют Ахату Ибраеву за то, что меньше чем за миллион долларов ему удалось создать хотя бы похожее зрелище, которое в Голливуде стоит десятки, а то и сотни миллионов», – пишет кинокритик Михаил Маринин.
Вообще Ахат Ибраев стал достойным продолжателем традиций, заложенных легендарным Абдуллой Карсакбаевым: он снял не только потрясающую «Книгу легенд», но и прекрасный, острый, наполненный тонким юмором детский сериал «Санжар мен Кайсар», который на сегодня является чуть ли не единственным современным детским сериалом в Казахстане.
Однако на этом восторженное перечисление современных детских киноработ, увы, можно заканчивать. К сожалению, такое кино коммерчески не интересно. Инвесторы не хотят рисковать, ведь бюджеты хороших зрелищных детских картин немаленькие, а «выхлоп» в прокате – сомнительный. Может окупиться, а может и нет. Да и кинорынок Казахстана узок: при населении в 18 миллионов человек в стране в Казахстане 320 кинозалов на 96 сетей кинотеатров, общей вместимостью около 47-48 тысяч человек. Далеко не все прокатчики соглашаются ставить в прайм-тайм детские картины. Словом, инвесторы не спешат вкладывать деньги в детское кино. За исключением узкой группы отмеченных режиссёров, которых можно где-то даже назвать подвижниками, создающих фильмы скорее вопреки общему тренду и не получающих за свою работу практически никакого достойного вознаграждения, основная масса режиссёров и сценаристов ориентирована совсем на другие жанры. Детскую тему в Казахстане старательно обходит и полнометражное кино, и телевизионное.
Три года назад сценарист и режиссёр Тулеген Байтукенов объяснял это не только заведомой убыточностью детских фильмов в условиях нашего рынка, но и «аморфной» позицией государства, которое на тот момент (когда всё финансирование киноотрасли было сконцентрировано в руках «Казахфильма») «не имело понимания, зачем ему такой продукт». К тому же, как отмечал Байтукенов, в настоящее время детского игрового кино во всём мире становится всё меньше – данный сегмент плотно оккупировала анимация.
«Ну а технологически мы не можем совершенно тягаться ни с «Машей и Медведем», ни с пингвинёнком Пороро… Хотя опыт свинки Пеппы, создатели которой уже заработали миллиард, подсказывает, что все дело – в мозгах. Но я боюсь, что с этим у нас ещё хуже, чем с компьютерной графикой», – пессимистично комментировал ситуацию режиссёр.
Когда в игру вступил минкульт
Возможно, всё так и было бы дальше, если бы не новые подходы министерства культуры, в том числе к сфере детского и анимационного кино. После того как был принят продвигаемый минкультом Закон «О кинематографии», монополия на распределение бюджета в сфере государственного финансирования кино была отобрана у «Казахфильма». Отбор сценариев и киногрупп – соискателей такого финансирования – перешёл в ведение Госцентра поддержки национального кино, точнее, формируемого им экспертного совета. После этого ситуация принципиально изменилась.
Сегодня детское кино и анимация проходят отдельным пунктом при распределении финансирования. Лучшие кинопроекты гарантированно получают необходимую долю бюджета от государства. При этом частные инвесторы заинтересованы вкладываться в высококачественное кино, которое (как та же «Книга легенд», например) будет успешным в прокате, потому что 80 процентов всех кассовых сборов фильма, согласно введённой модели финансирования, возвратятся кинокомпании. Причём киногруппа получит свои 80 процентов «бокс-офиса» независимо от доли государства в бюджете картины, пусть даже оно профинансирует все сто процентов. Такая модель стимулирует творческие группы создавать действительно высококлассное кино, в том числе это относится и к детским фильмам. Государство таким образом обеспечило все необходимые гарантии, что этот киножанр в Казахстане будет стабильно развиваться и дальше.
В этом году в министерстве культуры предприняли много усилий, чтобы создать стимулы для развития жанра детского игрового и анимационного кино. В том числе вдохновившись феноменальным успехом ряда российских анимационных проектов (таких как те же «Маша и Медведь» или «Три богатыря»), в минкульте дважды приглашали всех аниматоров Казахстана на своего рода мозговой штурм, с тем чтобы определить стратегию и сформулировать тактику развития анимационного кино. Были тщательно проанализированы кейсы российской кинокомпании «Мельница», которая около десяти лет назад, опять-таки не без массированной финансовой поддержки со стороны государства, начала создавать мультсериалы мирового уровня.
Этот опыт россиян особенно ценен, в частности, тем, что при поддержке государства силы лучших сценаристов позволили реализовать сложившийся в обществе чёткий идеологический запрос. В противовес «бэтменам» и «человекам-паукам» созданные культовые российские сериалы позволили сделать реальный шаг к формированию у юного поколения национального патриотизма. Точно такие же задачи сегодня стоят и перед казахстанским детским кино. Как отмечает известный режиссёр Канагат Мустафин, автор знаменитой киноленты «16 қыз», в любом казахстанском кино, а особенно в детском и подростковом, сегодня востребован мощный патриотический посыл.
«Необходимо, чтобы наша молодёжь стремилась быть похожей не на американских «супергероев», а на наших легендарных батыров. И это необходимо закладывать с самых юных лет, с мультиков. Например, Кажымукан – великий батыр казахского народа. Он же не выдуманный персонаж, как Бэтмен. Про него можно снять целую серию фильмов, сделать кумиром для подрастающего поколения. Такие проекты надо поддерживать на государственном уровне», – считает Мустафин.
Сейчас в минкульте ставят вопрос о развитии именно полнометражного анимационного кино, мультфильмов формата сериалов, а также полноценных детских игровых фильмов и сериалов.
«Нам необходимо объединять профессиональные ресурсы такого узкого и сложного направления, как детское и анимационное кино. Специалистов здесь не так много, талантливых режиссёров и сценаристов – вообще единицы. Достаточно сказать, что хорошее полнометражное анимационное кино делают в среднем по 200 художников-мультипликаторов. Или, если нужно снять хороший игровой детский фильм со сказочными спецэффектами, для этого также требуется целая команда специалистов по компьютерной графике. Сейчас мы как раз активно работаем над решением этих задач. Могу уверенно сказать, что детское кино в Казахстане будет развиваться», – отмечает директор Государственного центра поддержки национального кино Гульнара Сарсенова.
Новое поколение казахстанских юных заслуживает того, чтобы у нас было своё детское кино – достойное, настоящее, продолжающее лучшие традиции классики этого жанра. Чтобы наши дети росли и развивались на примерах наших, а не чужих героев, вдохновлялись историями из жизни казахстанских сверстников. Казахстан с его мощными традициями в сфере киноиндустрии может себе это позволить.