«Закон должен нести особое отношение к культуре» – МКиС как инициатор перемен - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Закон должен нести особое отношение к культуре» – МКиС как инициатор перемен

«Закон должен нести особое отношение к культуре» – МКиС как инициатор перемен

В последнее время министерство культуры и спорта Казахстана стало автором целого ряда законодательных инициатив. Многие из них по-своему уникальны. Высказывание министра – «страна должна быть раем для людей искусства» – здесь многое объясняет.

  • 24 Декабря 2019
  • 2982
Фото - Caravan.kz

Поддержка шедевров

Новшеств, заставивших экспертов соседних стран говорить об уникальности «казахстанской модели поддержки культуры», вообще довольно много. Вот, например, то, что не так давно активно обсуждалось в пабликах и группах российских книгоиздателей: в Казахстане, помимо издательства, гонорар писателю за созданное произведение выплачивает ещё и государство.

— Это часть системной политики, в которой наша цель – поддерживать создание настоящих шедевров. Именно на поддержку шедевров изначально нацелена такая модель стимулирования, – прокомментировала министр культуры РК Актоты Раимкулова в ходе одного из брифингов на недавнем Всемирном форуме министров культуры в Париже.

Да, именно по инициативе МКиС в 2017 году были приняты законодательные поправки, направленные на стимулирование творчества в сфере литературы. Позднее эксперты проанализировали практику разных стран Европы, Азии и постсоветского пространства и пришли к выводу, что это действительно редкое новшество, ничего подобного нет больше нигде: за произведения Казахстан выплачивает писателям гонорар. То есть помимо издания за государственные деньги книг, прошедших экспертизу и признанных лучшими, идёт ещё и прямое материальное стимулирование писателя. Причём на серьёзные суммы. Обычно в мировой практике гонорары писателям выплачивают частные издательства в случае коммерческого успеха произведения, а здесь ещё и государство дополнительно заплатит автору. В последние годы, как отмечают в министерстве, такой подход способствовал появлению ярких произведений в сфере театрального и литературного искусства.

– Стимулирование творческой деятельности является одним из важнейших направлений нашей работы, – отмечает министр. – Это касается самых разных сфер: театра, драматургии, кино, литературы, музыки. В сфере кино, в частности, реализована модель, обеспечившая возврат кинокомпаниям 80 процентов собираемых кинотеатрами кассовых поступлений. При условии, что фильм частично или полностью финансировался государством. Со своей стороны государство отбирает самые лучшие сценарии, лучшие кинопроекты и поддерживает их бюджеты. Это огромный стимул для творческих групп создавать качественное, высокохудожественное кино. Как и в других сферах искусства, мы здесь следуем логике поддержки лучшего.

Напомним: Закон «О кинематографии» в начале текущего года тоже был существенно доработан: в него внесены очень важные с точки зрения поддержки кинокомпаний новшества в рамках внедряемой так называемой французской модели государственной поддержки кино. Это именно те изменения, о которых упомянула министр, позволяющие кинопродюсерским центрам и киногруппам получать 80 процентов кассовых сборов при любых объёмах государственного финансирования. Суть такой прогрессивной модели в том, что возвращаемые государству 20 процентов идут на финансирование новых кинопроектов, отбираемых специальным экспертным советом, а 80 процентов формируют доход кинокомпании и её инвестора. Учитывая, что лучшие казахстанские фильмы сегодня собирают в прокате сотни миллионов тенге, понятно, насколько это серьёзный стимул для режиссёров, актёров и в целом киноиндустрии.

Шоу-бизнес и «традиции»

Стоит отметить, что законодательство в сфере культуры в последнее время интенсивно совершенствуется. Инициатором большинства поправок стала новая команда министерства культуры. Сама министр, как известно, по профессии – композитор, и уж кому-кому, как не ей, знать проблемы и «узкие места» в сфере искусства. Возможно, отсюда и тот вполне предметный, сугубо практический характер многих выдвигаемых минкультом инициатив, которые, как показала практика, действительно оказались действенным инструментом и стимулом для реальных позитивных перемен.

Стоит отметить, что законодательные доработки коснулись не только системы стимулов и в целом роста статуса людей искусства, но и регулирования шоу-бизнеса, концертных залов, театров. А также, в частности, такой тонкой сферы, как применение исполнителями фонограмм без предупреждения публики, да и в целом поведение артиста на сцене. Недавно разработан законопроект, которым предлагается внести целый ряд новых поправок в Закон «О культуре». Также в сенате рассматривается новая редакция Закона «Об охране историко-культурного наследия».

Наверное, самыми интересными и в то же время скандальными новшествами сейчас можно назвать поправки в сфере регулирования концертной деятельности. В министерстве сделали ряд шагов, стремясь решить проблему неправильного отношения отдельных исполнителей к зрителям и слушателям, и в частности – несанкционированного использования фонограмм на концертах, когда это делается без предупреждения, без заблаговременного уведомления публики уже на стадии приобретения билетов. В минкульте предложили норму, согласно которой такое уведомление (в случае если артист планирует петь под фонограмму) будет обязательным, а в противном случае организаторы обязаны вернуть зрителям деньги за билеты.

Существует также проблема неожиданных срывов концертов, которые могут случаться по самым разным причинам, но за это их организаторы опять-таки не выплачивают зрителям неустоек.

Не все инициативы, к сожалению, оказались реализуемыми. Стремление минкульта сделать концертную сферу более цивилизованной натолкнулось на необходимость гармонизации законодательства в сфере предпринимательской деятельности. Без такой гармонизации регулирование концертной деятельности оказалось проблематичным. Возник и конфликт интересов разных ведомств: если минкульт отстаивает интересы зрителей, то минэкономики защищает права предпринимателей. В итоге предложения о лицензировании концертной деятельности, когда организации, ответственные за проведение концертов, полностью отвечали бы и за содержание программы, и за её качество, не прошли. На защиту интересов шоу-бизнеса встала такая влиятельная организация, как Национальная палата предпринимателей «Атамекен».

Но, хотя и не сразу, минкульту удалось продвинуть ряд нововведений. В частности, касательно фонограмм: теперь информирование зрителя об использовании фонограммы станет обязательным условием концертной деятельности. Внедряется норма, согласно которой эта информация (будет ли использоваться фонограмма вокала артиста, либо исполнение будет «живым») должна находиться на видном месте во всех афишах, рекламных объявлениях, промо-роликах и рекламных баннерах предстоящих концертов. Исполнитель будет обязан детально сообщать, использует ли он фонограмму. Как ожидают в минкульте, эта информация будет непосредственно влиять на цену билетов – продюсеры и организаторы концертов больше не смогут её завышать.

Ещё один важный комплекс поправок, которые были согласованы со всеми ведомствами и были включены в законопроект, регулирует поведение исполнителя на сцене. «На законодательном уровне мы прописали, что он не должен использовать в ходе выступления или общения с залом нецензурные слова, что он обязан уважительно относиться к аудитории, что стиль его одежды также должен соответствовать менталитету казахстанского зрителя. Думаю, если эти нормы будут поддержаны законодателем в мажилисе и в сенате, то концертная деятельность в нашей стране войдёт в более цивилизованные рамки», – прокомментировала ответственный секретарь МКиС РК Кумис Сеитова.

В министерстве отмечают, что такие инициативы появились не случайно. Они стали логическим следствием коллективного недовольства зрителей в свете целого ряда неприятных инцидентов как с казахстанскими исполнителями, так и иностранными, которые позволяли себе вести себя с аудиторией, мягко говоря, не по-джентльменски. В частности, пик недовольства и гневных писем в минкульт был отмечен после известного конфликта Торегали Тореали со зрителями на одном из концертов. Высокомерные и оскорбительные замечания артиста повергли многих его поклонников в шок. Люди спрашивали, почему никто не может призвать исполнителей к порядку, что это за «джунгли», что за дикость из 1990-х годов и куда смотрит министерство. Именно после того инцидента возникло общее ощущение необходимости определённых правил и этических норм, которые, в принципе,  общеизвестны, но которые следовало бы облечь в форму законодательных требований специально для особо «свободных» исполнителей.

Это не ханжество и не цензура, отмечают в министерстве, а просто некий комплекс правил, призванных защитить зрителя от неподобающего, неприличного поведения отдельных артистов. Например, как минимум, требование не использовать матерные слова в песнях, не раздеваться на сцене до трусов, не проповедовать употребление наркотиков, не оскорблять зрителя, если он не соответствует ожиданиям исполнителя (к примеру, пришёл не в той одежде, или не так танцует, или отказывается подпевать). В министерстве считают необходимым законодательно установить такие базовые правила поведения исполнителя, своего рода «минимум» или некую красную черту, через которую переступать нельзя. Понятно, что не все исполнители будут в восторге от этого, как, возможно, и не все зрители. Однако права большинства необходимо уважать.

Праздник должен оставлять духовный след

Есть и такие направления в сфере культуры, где изменения начались не на законодательном, а на общестратегическом уровне. Это, в частности, система организации и проведения различных праздников и общегосударственных мероприятий. Здесь, как отмечают в минкульте, есть понимание одного важного посыла, изложенного в Послании главы государства. Напомним, Касым-Жомарт Токаев в Послании, в частности, упоминал об изменении основного подхода к различным культурным мероприятиям. Президент призвал подходить к ним прагматично, рационально и с приоритетом именно культурно-нравственных задач. То есть не превращать различные юбилейные мероприятия в показную кампанейщину, а тратить ресурсы в рамках этих мероприятий на продвижение фундаментальных фактов и ценностей. Например, на продвижение информации, издание книг, проведение семинаров и лекций об Абае Кунанбайулы в рамках празднования его 175-летия. То есть направлять государственные средства на то, что останется и сохранится.

Так, в частности, в рамках празднования 175-летия Абая основные проекты и средства минкульта будут направлены на восстановление памятников поэту и философу, на развитие туристической инфраструктуры всех музейных объектов и исторических мест, связанных с его именем и деятельностью. Будут направлены значительные средства на их воссоздание и реставрацию, чтобы после проведения 175-летия все эти объекты (такие, например, как Дом-музей Абая под Каркаралинском, построенная им там же деревянная мечеть) приобрели лучший вид и служили потомкам ещё очень долго. Большие ресурсы будут направлены в проект по переводу произведений Абая на шесть основных языков ООН и издание наследия великого казахского мыслителя за рубежом.

— Мы исходим из того, что массовые мероприятия, празднования тоже нужны, но основной акцент мы будем делать на более фундаментальные вещи, те, которые будут осязаемы для людей. Любой праздник должен оставлять прежде всего духовный след, – поясняет Кумис Сеитова.

Как подчёркивают в минкульте, единственная и главная цель всех мер, о которых идёт речь, – в поддержке настоящего высокого искусства, в развитии истинной культуры, а не её суррогатов. Если для этого нужны дополнительные средства, чтобы стимулировать людей искусства, или жёсткие ограничения, чтобы оградить сферу культуры от разного рода случайных людей, – не вопрос: средства будут, и ограничения тоже не заставят себя ждать. Государство должно быть принципиальным в такой тонкой и стратегической сфере, как идеология. Это нужно хотя бы для того, чтобы вместо культуры и нравственности сердца и души людей не заполнял их суррогат.