Золотой-золотой, я зову тебя ласково
Самой известной казахстанской археологической находке – Золотому человеку из Иссыка, исполняется 50 лет. В 1969 году археолог Бекен НУРМУХАНБЕТОВ понял, что невзрачный на фоне соседних маленький курган – сохранившаяся усыпальница выходца из знатного сакского рода. Сейчас Алтын адам, его фас и профиль, золотые украшения и алое, расшитое золотом одеяние известны каждому казахстанцу. Это – символ нашей независимости.
А полвека назад он перевернул познания обывателей относительно древних племен, населявших территорию современного Казахстана. Во-первых, стало понятно, что жившие почти три тысячи лет назад саки расшивали одежды своих покойников золотом. Во-вторых, что они были отличными ювелирами. В-третьих – что уже тогда, в IV веке до нашей эры, была у них своя письменность.
Вкупе всё это стало неопровержимым доказательством существования Великой степной цивилизации.
– Производство и обработка металла – это цикл. Чтобы сделать из золота такие шедевры, как мы находим в курганах, надо было сначала найти руду. Потом получить из нее металл, а уж потом отдать его ювелиру. Это значит, что общество в степной цивилизации было устроено гораздо сложнее, чем привык думать обыватель: у них были разные профессии – рудознатец, рудокоп, кузнец и так далее. Вот скажите, как люди всех этих профессий могли постоянно кочевать и, как пишут в китайских источниках, заниматься только скотоводством? Да, возможно, кочевое скотоводство было преобладающей отраслью сакской экономики, но совершенно точно – не единственной, – объясняет археолог Зейнолла САМАШЕВ.
Для современной казахстанской археологии Зейнолла Самашев – фигура знаковая: вот уже лет 20 как он делает одно открытие за другим: Берельская цивилизация, курганы сарматов…
– Когда Кемаль Акишев нашел Золотого человека, на него посыпались государственные награды, научные звания и прочие почести. Зейнолла Самашев открывает уникальные вещи каждый год. Сначала мы ему вручали госнаграды. Но сейчас уже и наград новых не осталось, поэтому ограничиваемся словами благодарности. Вот и сегодня – низкий вам поклон, Зейнолла Самашевич, – открывая выставку находок кургана Елеке Сазы, обратился к археологу директор Национального музея РК Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ.
Эта выставка – первый публичный показ точной научной репродукции воина, погребение которого в прошлом году было найдено в горах Тарбагатая. Он стал седьмым по счету Золотым человеком, найденным в Казахстане, но вторым, чье захоронение не было разграблено. Как объясняют ученые, могилу воина придавило камнем, и древние грабители, разорившие соседнее захоронение знатной девушки, ее не заметили.
Кстати, сам Зейнолла Самашев, как и многие другие ученые, термин “золотой человек” не любит. И, когда мы только начали беседовать, сильно отругал меня за “Алтын адам”.
– Это вы, журналисты, придумали! Ну ладно, одного назвали… Но нет же, все наши находки так называете. Вот я 20 лет назад нашел в Аралтобе разграбленный курган, там примерно 300 украшений осталось, но и тут это название: “западноказахстанский Золотой человек”. Он что, сам из золота был? Нет же! Или характер у него золотой такой? Не знает никто! Они даже к разным племенам принадлежали: Иссыкский – саки, Аралтобе – сарматы, – просит отходить от термина “золотой человек” археолог.
Сюрпризы древности
Чем же так примечателен воин из кургана Елеке Сазы?
Как установили ученые, жил он в VIII веке до нашей эры, было ему 18–20 лет от роду – по тем меркам уже не мальчик, но муж. На знатный род указывают не только многочисленные золотые украшения, массивная гривна, но и отверстия для бальзамирования в костях. Возможно, 14-летняя девушка, рядом с которой он был похоронен, приходилась ему женой.
Кафтан воина украшен фигурками животных размером от сантиметра и больше, а вот штаны были полностью расшиты золотым бисером. Такая работа сложна даже для современных ювелиров, но 3 тысячи лет назад технология столь тонкой обработки золота, как доказывают находки Елеке Сазы, уже существовала. Кто украл голову национального символа — Золотого человека
– Если в Иссыкском кургане золотом был расшит только кафтан, то в Тарбагатайском – и штаны, и даже сапоги были украшены золотым бисером: миллиметровые капли литого золота просверливали и пришивали к одежде. Наши декораторы несколько недель потратили на то, чтобы воссоздать этот костюм, – рассказывает Зейнолла Самашев.
Особую ценность представляет кинжал: выполненный из бронзы, он на несколько столетий сдвигает в глубь веков привычное представление об освоении этого металла на территории Средней Азии.
Главное – чтобы покойнику стыдно на том свете за похороны не было!
И хотя ученые просят не называть “обитателей” древних курганов “золотыми людьми”, факт остается фактом: даже в разграбленных курганах археологи находят многочисленные золотые украшения. С чем связана такая привязанность наших предков к золоту? Как уверен Зейнолла Самашев, эта любовь не была столь однозначной: существуют многочисленные фрески с изображениями сакских воинов, но на них они не обвешаны с ног до головы золотыми брошками и бляшками. Исходя из этого, специалисты делают вывод: древние представители степной цивилизации придавали золоту особый, сакральный смысл.
– Писатели, сценаристы любят наряжать в расшитые золотом одежды своих героев на различных церемониях. Но на самом деле саки не носили золота в повседневной жизни. Это был металл, предназначенный для перехода из одного мира в другой. Равно как и рогатые маски коней, которые часто можно увидеть в фильмах. Их тоже использовали исключительно в погребальных обрядах, – говорит Зейнолла Самашев.
В обычной жизни саки предпочитали белый войлок для головных уборов и коричневый – для одежды. Золото и драгоценные камни допускались на ножнах кинжала. Ну и парочку украшений можно было надеть.
Впрочем, чем ближе к современности, тем проще относились представители степной цивилизации к похоронным традициям. Это отчетливо видно, если сравнивать находки из кургана Елеке Сазы, который относится к VIII веку до нашей эры, и из Иссыкского кургана, датируемого IV веком до нашей эры.
– Технологический уровень выделки золотых изделий в Тарбагатае выше, чем в Иссыке. Также надо понимать, что в Восточном Казахстане использовали для украшений листовое золото, а в Алматинской области – фольгу. То есть за четыре века похоронные традиции несколько изменились: стали более бутафорскими, что ли… – сравнивает свою находку и находку группы Кемаля Акишева Зейнолла Самашев.
Впрочем, не нам, современным циникам, судить саков. Важно, как подчеркивает ученый, что и 3 тысячи лет назад, и сейчас люди верят, что вся их земная жизнь – лишь краткий этап на пути к вечности.
Теория заговора и скудное финансирование
Примечательно, что следующее за Иссыкским курганом аналогичное захоронение было найдено только спустя 30 лет, в 1999 году. Скептики в Сети до сих пор спорят о том, были ли новые курганы вообще?
Не придумывают ли археологи исторические сведения в угоду чьим-либо амбициям?
И, если в степи 3 тысячи лет назад была такая мощная цивилизация, где оставшиеся от саков города?
– Финансирования просто не было много лет! Даже к курганам в Восточно-Казахстанской области я, знаете, сколько лет присматривался, прежде чем дали деньги на их изучение. И города были! Просто сейчас все увлеклись раскопками погребальных курганов. И ученые, и журналисты, и сами казахстанцы. В дельте Сырдарьи были очень большие города с крепостными стенами – кто о них знает? А это ведь целая культура, которая называется Чирик-Рабатской. И известно о ней еще в первой половине прошлого века было. Но мало говорили.
Во многом это из-за стереотипных мифов о наших предках, созданных правителями: якобы были здесь безграмотные кочевники – и всё!
Это ведь очень удобно для порабощения народа: внушить ему, что у него нет богатой истории, – объясняет настоящий археологический бум последних двух десятилетий Зейнолла Самашев.
И, как уверен ученый, если финансирование раскопок будет увеличиваться, Казахстан найдет еще много доказательств существования Великой степной цивилизации.
И каждая новая находка – новый пазл большой головоломки: кто были наши предки?
Почему они изображениям людей предпочитали рисунки животных? Что значат сакские руны и какие надписи они наносили на посуду? Таких вопросов на самом деле – десятки. На часть из них у ученых уже есть четкие ответы, на другие – пока еще нет. Но, как верят археологи и историки, они обязательно будут.
НУР‑СУЛТАН